Проще всего на второй вопрос ответить: Европу на войну с Россией толкает Америка (будь она неладна).
Однако, как водится, нас простые ответы никогда не устраивали, посему копнём поглубже.
Сразу оговорюсь: пишу «мы» - подразумеваю «я», пишу «я» - подразумеваю «мы», так что, не обессудьте. Если согласны, продолжим, если не согласны, тогда продолжу.
Итак, интересная картина маслом получается: при том, что было достаточно мирное (по-крайней мере, внешне) соседство России и Европы в последние 30 лет, сейчас наблюдается практически мгновенное ментальное противостояние, почти необратимо отбросившее отношения в перспективу неминуемого военного столкновения.
При этом, следует понимать: русские - безусловно европейская раса, ведь не китайцы мы и даже не индусы, не говоря об индейцах и, тем более, о неграх. Другое дело, что всю историю стараемся дружески посматривать, как минимум, на тех же китайцев и индусов, что таит в себе и загадку и разгадку одновременно. Но об этом позже, а пока поговорим про отношения с западными соседями.
В общем, складывается ощущение, что Россия и ЕС - это планеты из разных систем, вплоть до того, что живут не только по разным ментальным версиям, но и сильно отличающимся биологическим законам.
Ну ладно, Бог с ней с биологией, это я так, для красного словца, но вот от ментальности, кажется, не скрыться и не спрятаться: как только обострились противоречия, мы перестали вообще понимать друг друга, интерпретируя одни и те же события диаметрально противоположно.
Я сейчас, естественно, обобщаю, но это от того, что никакие частные случаи не могут затмить главного, заключающегося в откровенном непонимании, уже пронизавшем общества снизу доверху и справа налево.
Какова же главная причина, если отбросить чисто внешние контуры: мол, европейцам не нравится такая большая и непонятная страна в соседях в то время, как они выглядят на этом фоне какими-то несуразным карликами? Это, естественно, играет некоторую роль, провоцируя элементы чёрной зависти, но вряд ли имеет решающее значение. Тем более, что после образования ЕС, он стал относительно большим, уступающим в размерах России лишь в четыре раза, а по населению уже намного больше, примерно во столько же раз плюсом.
Понятно также, что не даёт покоя история, она же историческая память, когда бесконечные Drang nach Osten регулярно упирались в русские штыки, срывающие планы беспокойных соседей по завоеванию всего мира. Это уже глубже, но всё-равно лишь следствие, так как тоже не объясняет причину, по которой русские жёстко не принимали таких «деликатных» приглашений жить с европейцами одной семьёй.
Складывается ощущение, что есть у них какой-то врождённый комплекс неполноценности, толкающий на постоянные попытки его компенсировать за счёт других. И если никак не получается с ближайшим восточным соседом, значит надо сорвать свою злость на тех, кто далеко. Да сорвать так, чтобы на всю жизнь запомнили, кто в этом мире главный. И при этом, как показала история, не забывать главного обидчика, против которого копить силы и устраивать совместный поход в условные «раз в 100 лет».
В общем, предлагаю, всё-таки, для поиска причин, отбросить внешние факторы и следствия и заглянуть туда, куда рука дотянется и где остались несмываемые следы в виде документов, в чём нам поможет один из самых известных наших правителей, о котором как-то великий визирь Османской Порты Махмет-Паша написал предупреждение польскому королю Баторию:
«Король берёт на себя трудное дело; велика сила московитов, и, за исключением моего повелителя, нет на земле более могущественного Государя».
Понятно, что речь о первом русском царе Иване IV Васильевиче, который, кроме того, что получил почётное звание Грозный, был ещё и весьма бескомпромиссным носителем ценностей, которые жёстко отстаивал в своих переписках с европейскими монархами. Также понятно, что, выросший в своей стране, Грозный впитал в себя, кроме потомственной великодержавности, и всю русскую ментальность, а также вековые взгляды на своих западных соседей, которых знал, как облупленных.
Важное замечание: главное, на мой взгляд, не соотносить образ Ивана Грозного с весьма посредственными современными фильмами, имеющими мало общего с реальным русским царём, бывшим, как и все выдающиеся люди, конечно, весьма сложной натурой, что отметил русский публицист, литературовед и переводчик XIX века Николай Михайловский:
«При чтении литературы, посвященной Грозному, выходит такая длинная галерея его портретов, что прогулка по ней в конце концов утомляет. Утомление тем более понятное, что хотя со всех сторон галереи на вас смотрит изображение одного и того же исторического лица, но вместе с тем лицо это «в столь разных видах представляется, что часто не единым человеком является». Одни и те же внешние черты, одни и те же рамки и при всем том совершенно-таки разные лица: то падший ангел, то просто злодей, то возвышенный и проницательный ум, то ограниченный человек, то самостоятельный деятель, сознательно и систематически преследующий великие цели, то какая-то утлая ладья «без руля и ветрил», то личность, недосягаемо высоко стоящая над всей Русью, то, напротив, низменная натура, чуждая лучшим стремлениям своего времени».
Однако предлагаю не опираться на литературу о царе третьих лиц, о обратиться к первоисточникам от самого царя, для чего приведу некоторые выдержки из его писем (по ходу кое-что выделю важное для дальнейших рассуждений), сохранившихся в архивах, где во всей красе перед нами предстаёт человек, хорошо владеющий материалом, подмечающий мельчайшие особенности соседей и, главное, знающий цену себе и своей стране.
***
Из письма английской королеве Елизавете, оригинал которого хранится в лондонском Публичном архиве, от создания мира в 7079-м, 24 октября (24 октября 1570 г. по новому стилю), где Иван Грозный, видя нечестную игру, резко прерывает отношения, называя вещи своими именами:
«Ныне ты к нам отпустила нашего посла, а своего посла с ним ты к нам не послала. А наше дело ты сделала не таким образом, как договорился твой посол. Грамоту же ты послала обычную, вроде как проезжую. Но такие дела не делаются без клятвы и без обмена послами. Ты совсем устранилась от этого дела, а твои бояре вели переговоры с нашим послом только о торговых делах, управляли же всем делом твои купцы сэр Ульян Гарит [Уильям Гаррард] да сэр Ульян Честер. Мы думали, что ты в своем государстве государыня и сама владеешь и заботишься о своей государевой чести и выгодах для государства, - поэтому мы и затеяли с тобой эти переговоры. Но, видно, у тебя, помимо тебя, другие люди владеют, и не только люди, а мужики торговые, и не заботятся о наших государских головах и о чести, и о выгодах для страны, а ищут своей торговой прибыли. Ты же пребываешь в своем девическом звании, как всякая простая девица. А тому, кто хотя бы и участвовал в нашем деле, да нам изменил, верить не следовало.
И раз так, то мы те дела отставим в сторону. Пусть те мужики, которые пренебрегли нашими государскими головами и государской честью и выгодами для страны, а заботятся о торговых делах, посмотрят, как они будут торговать! А Московское государство пока и без английских товаров не бедно было. А торговую грамоту, которую мы к тебе послали, ты прислала бы к нам. Даже если ты и не пришлешь эту грамоту, мы все равно по ней ничего делать не будем. Да и все наши грамоты, которые до сего дня мы давали о торговых делах, мы отныне за грамоты не считаем».
Из послания польскому королю Стефану Баторию, написанному в 7089 году, 29 июня (29 июня 1581 года):
«А отказались вести с тобою переговоры наши послы потому, что они, увидя твою надменность, когда ты не встал при произнесении нашего имени и не спросил о нашем здоровье, не решались без нашего ведома стерпеть это…
Только когда появилось в твоей земле лютеранство, воевода виленский Николай Янович Радзивил и иные паны начали спор о Ливонской земле ради пролития христианской крови…
А ты, видно, всех своих предков лучше, а паны твои умнее своих отцов: чего отцы их не умели добыть, они с кровопролитием добывают! Скоро начнешь взыскивать и то, что при Адаме потеряно…
А что просишь оплатить военные сборы - это ты придумал по бусурманскому обычаю: такие требования выставляют татары, а в христианских государствах не ведется, чтобы государь государю платил дань, - нигде этого не сыщешь; да и бусурмане друг у друга дань не берут, только с христиан берут дань. Ты ведь называешься христианским государем - чего же ты просишь с христиан дань по бусурманскому обычаю? И за что нам тебе дань давать? С нами же ты воевал, столько народу в плен забрал - и с нас же убытки взимаешь. Кто тебя заставлял воевать? Мы тебе о том не били челом, чтобы ты сделал милость, воевал с нами! Взыскивай с того, кто тебя заставил с нами воевать; а нам за что тебе платить? Следовало бы скорее тебе оплатить нам убытки за то, что ты, беспричинно напав, завоевывал нашу землю, да и людей следовало бы вернуть без выкупа…
Мы ведь предлагаем добро и для нас, и для тебя, ты же несговорчив, как онагр-конь [осел], и стремишься к битве; Бог в помощь! Уповая на его силу и вооружившись крестоносным оружием, ополчаемся на своих врагов».
Из второго послания шведскому королю Юхану III от 7081 года, 6 января (6 января 1573 г.):
«…ты пишешь свое имя впереди нашего - это неприлично, ибо нам брат - цесарь Римский и другие великие государи, а тебе невозможно называться им братом, ибо Шведская земля честью ниже этих государств, как будет доказано впереди. Ты говоришь, что Шведская земля - вотчина отца твоего; так ты бы нас известил, чей сын отец твой Густав и как деда твоего звали, был ли твой дед на престоле и с какими государями он был в братстве и в дружбе, укажи нам всех их поименно и грамоты пришли, и мы тогда уразумеем…
Ты писал, что мы не сдержим обязательств, данных в грамоте и скрепленных печатью, но ведь на свете есть много великих государств, и во всех этих государствах наше слово неизменно ценится (ты спроси там - узнаешь!), почему же в одной Шведской земле будет по-иному?..
Спеси же с нашей стороны никакой нет, а писали мы тебе так, как подобает писать нашей самодержавной власти к твоей королевской, - ибо раньше того не бывало, чтобы великим государям всея Руси сноситься со шведскими правителями…
Если же кто-нибудь не бережет своего государского достоинства и называет тебя своим братом, то это его дело; нас это не касается, мы соблюдаем свою честь, как подобает нашему царскому величеству. Если же ты не доверяешь той грамоте своего отца, то пришли своих послов, верных людей, и они посмотрят эту грамоту и печать твоего отца на ней. И с этими послами ты сообщи нам, был ли кто-нибудь королем в Шведской земле до отца твоего, кто именно был и из какого рода и с кем он был в братстве; а мы об этом не слыхали,- уж не нашел ли ты этих королей у себя в чулане?..
А если ты хочешь присвоить титулы и печати нашего царского величества, так ты, обезумев, можешь, пожалуй, и государем вселенной назваться, - да кто тебя послушает? Если же тебе неугодно по нашему указанию поступить, то сносись по-старому с наместниками. Напрасно ты пишешь, что мы из честолюбия хотим присвоить твою печать и землю; мы писали об этом потому, что если ты хочешь с нами сноситься помимо наместников, то ты должен нам подчиниться, а если ты подчинишься, то и земля твоя, и владения, и печать будут нашими, и тогда мы тебя пожалуем и будем сноситься с тобою как со своим; а с чужим и столь незначительным государем, как ты, сноситься нам не подобает…
Если не пришлешь послов - миру не бывать; нам же к тебе послов посылать не подобает. Мы из снисхождения к тебе пишем: если хочешь, чтобы мы тебя пожаловали и от сношения с наместниками освободили, то пришли к нам своих великих послов бить челом и отблагодари нас за это великим делом, насколько сможешь; тогда мы тебя пожалуем и от наместников освободим; а, не дав выкупа, ты у нас этого не добьешься.
А что ты писал к нам лай и дальше хочешь лаем отвечать на наше письмо, так нам, великим государям, к тебе, кроме лая, и писать ничего не стоит, да писать лай не подобает великим государям; мы же писали к тебе не лай, а правду, а иногда потому так пространно писали, что если тебе не разъяснить, то от тебя и ответа не получишь. А если ты, взяв собачий рот, захочешь лаять для забавы - так то твой холопский обычай: тебе это честь, а нам, великим государям, и сноситься с тобой - бесчестие, а лай тебе писать - и того хуже, а перелаиваться с тобой - горше того не бывает на этом свете, а если хочешь перелаиваться, так ты найди себе такого же холопа, какой ты сам холоп, да с ним и перелаивайся. Отныне, сколько ты не напишешь лая, мы тебе никакого ответа давать не будем…».
***
Итак, английская королева Елизавета, польский и шведский короли Баторий и Юхан III в глазах царя всея Руси Ивана IV Васильевича (Грозного) предстают перед нами весьма посредственными личностями, которых наш царь аргументированно ставит на место, подобающее персонажам, находящимся рангом значительно ниже.
То есть, говоря простыми словами, Иван Грозный смотрит на них сверху вниз и на то у него есть веские основания: одна не соблюдает договорённости и ведёт нечестную игру, второй ведёт себя среди христиан как бусурманин, третий вообще никто и звать его никак.
В принципе, если обратиться к тому времени, то в мире было по пальцам перечесть действительно потомственных монархов, коим был безусловно Иван Грозный, ведущий свой род от Великих русских князей Рюриковичей, чем безусловно мог гордиться. А что в то же время в Европе?
Тюдоры, Стюарты, Ганноверы, Каролинги, Габсбурги, Бурбоны, Меклебурги и т.д., хаотично сменявшие друг друга, часто посредством отрубания голов, на фоне незыблемости родовой преемственности на Руси, действительно не оставляли выбора: разговаривать надо, но быть равным среди временщиков - увольте. Русский царь действительно имел моральное превосходство перед любым европейским монархом, что давало ему право чувствовать преимущество и в любом диалоге.
Таким образом, будучи царём всея Руси, Иван Грозный однозначно передавал презрительное отношение к европейцам своим боярам, а те, в свою очередь, вольно и невольно, распространяли такое же отношение на все слои русского общества.
То есть, вновь говоря простыми словами, хотим мы того или не хотим, но на глубоком бессознательном уровне каждый русский человек, обладающий исторической памятью, «с молоком матери» впитывает внутреннее превосходство над всей разношёрстной европейской братией. Тем более, что особых каких-то подтверждений, типа вышеприведённых писем царя, для этого и не нужно. Достаточно пары-тройки предыдущих столетий, когда Россия превратилась просто в бескрайнее государство, над которым до сих пор никогда не заходит солнце и при этом, начиная с Наполеона (и раньше), регулярно ставила на место всю Европу, так и не избавившуюся от врождённого комплекса неполноценности.
В общем, история повторяется в виде фарса. Вновь европейцы, как и в средние века, когда самой чистой королевой считалась Елизавета, мывшаяся раз в году, обосновали необходимость мыться не чаще раза в неделю, ибо «британские учёные доказали». На очереди - извлекать тепловую энергию из дров, правда никто пока не объяснил, откуда их брать, ибо ещё в 17 веке 90% лесов в Европе было вырублено и т.д., вплоть до подготовки к тотальному «лечебному голоданию».
Если слегка обобщить то, к чему на полном серьёзе готовится Европа, то выглядит это, не много не мало, как:
Инструкция по выживанию
«- Уменьшить отопление до приемлемого минимума - первоочередная мера, прямо своим остриём направленная в Путина, наиболее эффективно аннигилирует зависимость от российского газа;
- Быстрая ходьба с подпрыгиванием - пожалуй, самый эффективный метод компенсации дефицита внешнего тепла путём согрева посредством извлечения тепла внутреннего. Прямая экономия энергоносителей, а также электроэнергии в качестве их производной;
- Исключение мяса из меню плюс медленное пережёвывание прочих продуктов - позволяет насытиться меньшим количеством еды (аналогично, как пить водку напёрстком). Эффективно нейтрализует продовольственный кризис, организованный Путиным;
- Семь одёжек и все без застёжек - используется любое изделие лёгкой промышленности. Особенно эффективны одеяла, позволяющие применять даже дизайнерские решения;
- Замена лампочек на свечи - двойной эффект извлечения света и тепла, то есть, экономия электроэнергии и энергоносителей, и, пусть минимальная, но добавка тепловой энергии горения;
- Употребление крепкого алкоголя - тройной эффект: внутреннее тепло (см. выше), возрастающий оптимизм, отвлечение от проблем;
- Обтирания влажным полотенцем вместо приёма ванны и душа - без комментариев. В конце концов, в недавнем прошлом предки германской нации даже не знали, что такое душ;
- Использование смывного бачка только после посещения туалета всеми членов семьи согласно утверждённого графика, принятого единогласно демократическим голосованием, с персональными отметками о посещении согласно очерёдности. Посещение вне очереди не допускается.»
Всё это было бы смешно, если бы не было так грустно. Дело в том, что любой комплекс неполноценности - это крайне разрушительная субстанция внутреннего мира человека. Особенно если говорить о коллективном комплексе, многими столетиями мешающем европейским народам обрести себя и толкающим их на проявление самых низменных сторон человеческой личности.
Судя по тому, как сегодня проявляет себя вся эта разношёрстная братия, потерявшая здравый смысл и не понимающая что творит, они такими были, есть и всегда будут.
Значит, придётся вновь, как и прежде, ставить на место зарвавшихся безродных выскочек. Иван Грозный соврать не даст.
А теперь о загадке и разгадке, и почему мы, русские, при всех сложностях исторических перипетий, всегда гораздо более дружески смотрим, в частности, на Китай и Индию, видя в них, как минимум, равных себе. Во всяком случае, точно смотрим не свысока. И это, кстати, взаимно.
На мой взгляд, всё очень просто: у этих двух стран-цивилизаций напрочь отсутствует комплекс неполноценности. Точно также, как и у русских, которым много лет пытались его привить, но так ничего и не вышло.
Вот, собственно, и вся разгадка: страны, имеющие богатую древнюю историю, по определению тянутся друг к другу, постепенно понимая, что в этом мире, полном вооружённых до зубов разрушительных комплексов безродных выскочек, здоровым силам можно выжить только вместе. Тем более, что живём мы на одном континенте, так что, выбор у нас один: спина к спине.
Александр Дубровский https://cont.ws/@alex581210/2280641