Оригинал взят у
a_dedushkin в
Александр Дюма в МосквеПолагаю, все помнят, что в 1858 году Александр Дюма предпринял путешествие в Россию и пробыл у нас до февраля 1859 года.
Он собственно давно уже собирался прокатиться от Петербурга до Кавказа. Но удалось только после смерти императора Николая I. А всё почему - имел Николай Палыч огромный зуб на Сан Саныча! Написал тот роман "Учитель фехтования", главными героями которого стал декабрист Иван Анненков и его любимая супруга Прасковьюшка (в девичестве - Полина Гебль, французской нации барышня). Фильм "Звезда пленительного счастья" вы явно смотрели, так что должны их вспомнить. Ну, или
тут почитайте.
И роман этот царю страсть как не понравился. Он его взял и запретил. И даже жене своей Александре его читать не разрешал. Но она его всё равно читала. Украдкой. Но он её как-то за этим занятием застукал. Ой, что было! Впрочем, ничего, конечно, не было (синяк под глазом у Александры Фёдоровны был практически не виден, да и припудрили его фрейлины быстренько). Но роман этот впервые в России опубликовали только в 1925 году - аккурат к столетию событий на Сенатской площади.
В общем при Николае дорога в Россию Александру была заказана. А вот Александр II к своему тёзке относился индифферентно: хочет ехать, ну и пущай. Хотя наблюдение секретное за писателем, конечно, учредили. Так, на всякий случай.
А по дороге из Петербурга на Кавказ Дюма завернул в Москву - приятелей повидать, древнюю столицу посмотреть.
А. Дюма-отец.
Вот, давайте, мы и выясним с вами, где жил и бывал автор "Трёх мушкетёров" и "Графа Монте-Кристо" в Первопрестольной.
Насчёт тайного наблюдения я не шучу. В Госархиве России соответствующее "Дело" имеется. С ним работал в своё время С. Дурылин, который ещё в 1937 году опубликовал книгу о пребывании А. Дюма в России. Дело состоит из десяти документов. На них грифы: "Секретно" или "Весьма секретно", на полях - "Доложено Его Величеству". На обложке Дела: "Хранить навсегда". И дата - 18 июля 1858 г.
Первый документ в Деле тоже 18 июля 1858 года датирован:
"Г. начальнику 2-го округа корпуса жандармов.
Известный французский писатель Александр Дюма (отец), прибыв в недавнем времени из Парижа в С.-Петербург, намерен посетить и внутренние губернии России, для каковой цели собирается ехать в Москву.
Уведомляя о сем Ваше превосходительство, предлагаю Вам во время пребывания Александра Дюма в Москве приказать учредить за действиями его секретное наблюдение и о том, что замечено будет, донести мне в свое время.
Генерал-адъютант князь Долгорукий".
И наблюдали и доносили, естественно. Поэтому все адреса Дюма в Москве довольно неплохо известны.
Жил писатель в основном на даче в Петровском парке у своего приятеля, с которым познакомился ещё в Париже, Дмитрия Павловича Нарышкина. Особняк Дмитрия Павловича там не сохранился, но как выглядел Петровский парк в те годы представить можно.
Адам Жан Виктор. Вид Петровского дворца в Москве. Кон. 1840-х гг.
Особняк Дмитрия Павловича Нарышкина за Петровским дворцом находился, на нынешней Нарышкинской аллее.
На земле Нарышкиных в 1844‑1847 годах архитектором Ф. Ф. Рихтером был построен и храм Благовещения Пресвятой Богородицы. На деньги Анны Дмитриевны Нарышкиной. Так что Дюма его видел, а может быть и посещал. Храм сохранился до наших дней.
Вот так он выглядел в начале ХХ века:
Фото 1903 г.
Навещал Дюма и Константина Павловича Нарышкина (родного брата Дмитрия Павловича) в его особняке на Поварской улице (дом № 48). Этот дом, хотя и частично перестроенный, сохранился:
Фото 2010 г. Moreorless. Поварская, 48.
Бывал Дюма в гостях и у своей хорошей знакомой графини Евдокии Фёдоровны Ростопчиной (невестка главнокомандующего Москвы в 1812 году графа Ф. В. Ростопчина) на Новой Басманной. Кстати, она тоже под полицейским надзорам там жила. Поэтесса, она была сослана в Москву при Николае I за балладу "Насильный брак", где увидели намёки на Польшу.
Дом Ростопчиной сохранился, но был перестроен в 1870 году по проекту архитектора Р. А. Гедике для купца И. К. Прове.
Вот этот дом. Но в декорациях фасадов 1870 года:
Снимок с яндекс-панорам. Новая Басманная, 16 с.1
27 июля в честь писателя был дан торжественный обед у князя Владимира Сергеевича Голицына.
Усадьба князя располагалась в нынешнем Вадковском переулке. Более 6 десятин - усадьба вдовы действительного тайного советника Н. В. Шепелевой. По воспоминаниям современника, «это была как бы подмосковная усадьба. Длинный одноэтажный деревянный дом..., много служб и флигелей, обширный парк и большая луговина...». Голицын купил её в 1837 году.
Хотевский план 1852 г. Фрагмент. На карте Вадковский переулок обозначен, как Витковский. Перекрестие стоит на усадьбе.
В 1920-е дом был ещё жив:
Фото 1928 г. Дом Голицыных в Скорбященском монастыре.
Касательно Скорбященского монастыря.
Последняя владелица усадьбы в Вадковском княгиня Александра Владимировна Голицына сильно занемогла и просила позволения у митрополита Филарета устроить домовой храм. Разрешение было получено, но с условием открыть какое-либо богоугодное заведение. Тогда Голицына основала в своем доме приют для 20 монахинь, сборщиц подаянии. Для них она отделила восточную половину своего дома, где и была освящена церковь во имя иконы «Скорбящей Божьей Матери». В 1889 году приют преобразовали в женский монастырь, ставший по церкви Скорбященским.
План Скорбященского монастыря 1913 г. Под № 24 - бывший дом Голицыных.
В наши дни от монастыря сохранился только обезображенный храм.
А вечером, после обеда у Голицына, все отправились в сад "Эльдорадо", находившийся поблизости.
Карта Москвы 1872 г. Фрагмент.
Сейчас место, где в середине XIX века находился сад "Эльдорадо" (не путаем с рестораном "Эльдорадо" в Петровском парке) выглядит примерно так:
Фото кон. 1940-х гг. МИИТ со стороны Новосущевской улицы.
Здесь в саду в честь А. Дюма был дан роскошный праздник под названием «Ночь графа Монте-Кристо. Эпизод из романа Александра Дюма».
Выступали оркестр, хор цыган и два хора военной музыки; устроители обещали, что «будут спускаться воздушные шары» и что в заключение праздника состоится «блистательный фейерверк из 12 перемен». Входной билет - один рубль серебром с персоны. С писателя, естественно, денег не взяли.
И отчётец полицейский прилагается. Как же без него!
От 18 сентября 1858 г, получен 25 сентября.
От начальника 2-го округа корпуса жандармов, № 67,Москва.
Во исполнение секретного предписания Вашего Сиятельства от 18 июля сего года за № 658 я имею честь донести, что французский писатель Дюма (отец) с приезда своего в Москву в июле месяце сего года жил у г. г. Нарышкиных - знакомых ему по жизни их в Париже: многие почитатели литературного таланта Дюма и литераторы здешние искали его знакомства и были представлены ему 25 июля на публичном гулянье в саду Элдорадо [правильно - Эльдорадо - a_d] литератором князем Когушёвым [на самом деле - князь Кугушев - a_d], князем Владимиром Голицыным и Лихаревым, которые постоянно находились при Дюма в тот вечер; 27 же июля в означенном саду в честь Дюма устроен был праздник, названный НОЧЬ ГРАФА МОНТЕ КРИСТО. Сад был прекрасно иллюминован, и транспаранный вензель А. Д. украшен был гирляндами и лавровым венком.
В тот день в честь Дюма князь Голицын давал обед, и оттуда прямо Дюма приехал на праздник в Элдорадо; в тот вечер с ним были двое Нарышкиных, живописец Моне и мадам Вильне, сестра бывшего в Москве французского актера, которая, как говорят, постоянно путешествует в месте с Дюма.
В Москве Дюма посещал все достопримечательности и ездил в предместья Москвы; в начале августа с сыновьями генерала Арженевского он ездил в имение отца их, находящееся близ села Бородина, где осматривал памятник и бывшие в 1812 году батареи, был в Спасо-Бородинской пустыне, в Колоцком монастыре и в Бородинском дворце, который в то время отделывался в ожидании Высочайшего приезда Императорской фамилии.
В семействе Нарышкиных, где жил Дюма, его очень хвалят, как человека уживчивого, без претензий и приятного собеседника. Он имеет страсть приготовлять сам на кухне кушанья и, говорят, мастер этого дела. Многие, признавая в нем литературные достоинства, понимают его за человека пустого и потому избегали или сдерживались при разговорах с ним, опасаясь, что он выставит их в записках и будет передавать слышанное от них вопреки истине.
7 сентября Дюма выехал из Москвы с семейством Д. П. Нарышкина в имение его Владимирской губернии Переселавль-Залесского уезда село Елпатьево, где, как говорят, намерен пробыть дней 15, а оттуда вместе с живописцем Моне намерен отправиться в Нижний Новгород. Владимирскому и Нижегородскому штаб-офицерам корпуса жандармов сообщено о сем для зависящего сих стороны распоряжения к секретному наблюдению за Дюма..."
Кстати, у упомянутого в документе князя Григория Васильевича Кугушева - писателя, драматурга - Дюма тоже гостил. Дача Кугушева располагалась в том же Петровском парке, неподалёку от нарышкинской.
Считается, что на празднике в "Эльдорадо" в честь А. Дюма впервые в Москве было зажжено электрическое освещение (не проверял этот факт, утверждать не могу). Постановщиком световых и пиротехнических эффектов на празднике был Ф. Вальц.
А далее А. Дюма поехал на Кавказ, где и пробыл 3 месяца.
По дороге он принял звание "Почётного медведя" (шутка)
Французская карикатура кон. 1850-х гг. Г-н Александр Дюма прибыл в сердце России и принимает звание почётного медведя.
Засим откланиваюсь!