(no subject)

Sep 29, 2023 16:17

Толкователь

Ув. Александр Сайгин начал тему
https://t.me/saygin_opinion/10086
А ув. Дмитрий Прокофьев продолжил
https://t.me/moneyandpolarfox/5880

Почему у стран Второго мира не получается стать Первым миром?

И ведь многие страны искренне стремились к этому - принимали кучу нацпроектов, пытались привлечь западные мозги, технологии и деньги, старательно копировали западные институции. Та же Россия 1990-2000-х - пример этому.
Но ничего не вышло.

Есть лишь единичные примеры в Восточной Азии. Но об этом исключении из правил написали много востоковедов. Дмитрий Прокофьев верно пишет, что США подключили к их своей системе. Т.е. такое вхождение в Первый мир возможно только по благосклонности гегемона.
Но было и множество других факторов, кроме желания гегемона, хорошего географического положения у незамерзающего океана, культурных особенностей жителей В.Азии - фактора «рисового поля» (способности к монотонному труду и следованию правилам - потом на этом выиграла сборка электроники).
Не стоит забывать и про переход в баптистское христианство сначала элит (Тайвань и Ю.Корея), а затем и простолюдинов. Христианство теперь господствующая религия в Ю.Корее.

Был ещё один фактор - звериный антикоммунизм США. Что такое Азия 1960-70-х? Там нависают два огромных левых гиганта - СССР и Китай. В социализм рвутся КНДР, Вьетнам и Лаос. С трудом Америка справилась с левыми в Индонезии. Назревает левый поворот на Филиппинах. Да и в Японии высокий авторитет Компартии и левых групп (и левый террор 1970-х).
В В.Азии нужно было срочно создавать витрину преуспевающего капитализма западного типа - куда и включили Ю.Корею, Тайвань и Сингапур. Ну и чуть раньше - Японию.
С крушением глобального левого проекта Америке больше не нужно делать такие «витрины».

(Одна из причин «плана Маршалла» конца 1940-х - тоже страх Америки перед приходом левых к власти, в первую очередь в странах с самыми сильными Компартиями и антифашистскими движениями на тот момент - во Франции и Италии).

В этом обсуждении «почему остальным странам не удаётся стать Западом» мы снова приходим к истокам вопроса - к тому, почему такая мутация произошла в Европе.
Сотни историков, экономистов, культурологов, антропологов уже век пытаются объяснить этот феномен. Лично я прочитал полсотни книг на эту тему - от Фергюссона и Даймонда до Арриги и Валлерстайна.
Исследователи насчитывают под сотню причин, сложившихся вдруг в одну точку в XV-XVII веках. Это и Малый Ледниковый период, вызвавший спрос на шерстяные ткани и появление прядильных фабрик. И вечная борьба мелких правителей друг против друга с огромными инвестициями в средства войны, а вместе с ними и в науку. И переосмысление Библии. И печатный станок. И поздние браки. И наследство только старшему сыну (или преимущественно одному наследнику). И культурные практики монастырей. И т.д.

Но все, пусть иносказательно, сходятся в одном - произошедшее в Европе это мутация. Нненормальность. Так не должно быть.
А нормальность это то, как живут другие 80% мира - с недостойным правлением (по западным меркам) в автократиях, клептократиях, с «правдой и справедливостью», «традициями и скрепами» вместе законов.

Из последнего, что вижу в западной мысли, это максимум для Второго мира - постройка одного или нескольких анклавов-мегаполисов подобия Западного мира. Это делается в т.ч. и для удобства ведения дел НЕНОРМАЛЬНОГО Запада в НОРМАЛЬНЫХ странах - где стандарты жизни в таких факториях приближены к стандартам Первого мира.
Примерно как Москва в России, Буэнос-Айрес в Аргентине, пара-тройка анклавов в Бразилии, десяток на 1,5-миллиардный Китай.
https://web.telegram.org/a/#-1001371150343
Previous post Next post
Up