Европа по-прежнему готова к санкционным жертвам.
Комментарий Георгия Бовта
Замглавы МИД Польши Павел Яблонский заявил, что ЕС начал готовить седьмой пакет санкций,
который «будет еще жестче». В частности, обсуждаются эмбарго на поставки газа и отключение всех российских банков от системы SWIFT, прежде всего Газпромбанка. Также он не исключил запрета на поставки в Россию всех технологий для промышленности. Кроме того, «необходима конфискация, а не только заморозка активов россиян в Европе», добавил Яблонский. Шестой пакет санкций, помимо отказа от российской танкерной нефти через полгода, включает еще ряд мер, которые обсуждались ранее в меньшей степени. Какова логика действий Евросоюза?
В списке новых попавших под европейские санкции физлиц оказался основатель «Яндекса» Аркадий Волож. Логика такого решения отличается от той, которая стоит за включением в черные списки чиновников и предпринимателей, тесно связанных с государством. Все-таки «Яндекс» создавался с нуля как именно частная компания. Решающую поддержку инвестициями на старте оказал фонд американского предпринимателя Майкла Калви, которого самого можно назвать пострадавшим от действий российских силовиков.
ЕС обосновал включение Воложа в санкционный список тем, что инвесторами «Яндекса» являются госбанки «Сбер» и ВТБ. Еще припомнили и то, что в 2019 году «Яндекс» согласился на реструктуризацию, давшую «золотую акцию» Фонду общественных интересов, через который правительство РФ получило право вето на ключевые решения.
Кроме того, «Яндекс» обвиняется в продвижении российских государственных медиа и удалении контента с критикой Кремля. А Европа вообще уделяет гораздо больше внимания санкциям против тех, кого считает «пропагандистами», чем США. И все равно обоснование выглядит натянутым. Хотя сама компания «Яндекс» под санкции не попала, теперь ее «токсичность» на Западе может возрасти.
Из разряда не вполне ожидавшихся также оказались санкции против Национального расчетного депозитария - структуры Мосбиржи, которая ведет учет прав собственности на ценные бумаги, а также расчеты по сделкам. НРД «играет существенную роль в функционировании финансовой системы России и ее связях с международной финансовой системой, таким образом прямо или косвенно помогая российскому правительству», - так обосновала свое решение Еврокомиссия.
На практике это означает удар по предполагавшейся российским правительством схемы по выплате внешнего валютного долга страны в рублях. Но также и окончательную блокировку бумаг российских инвесторов на иностранных биржах, расчеты по которым не ведутся с начала марта. Включение НРД в санкционный список подведет юридическую базу под блокировку всех операций по всем бумагам, которые депозитарий держал в интересах клиентов в европейских клиринговых организациях Euroclear и Clearstream. Будут заблокированы и денежные средства в валюте, размещенные на клиентских счетах в НРД.
Также на обслуживании в НРД находятся 15 выпусков российских евробондов. После запрета со стороны США обслуживать долги по евробондам за счет замороженных резервов, российский Минфин сообщил, что будет исполнять эти обязательства в рублях с последующей конвертацией в валюту. Но теперь блокирующие санкции против НРД фактически толкают страну к техническому дефолту по внешним долгам впервые с 1918 года. Дедлайн наступает в конце июня.
Ну, а в качестве «сопутствующего ущерба» борьбы Евросоюза с Кремлем можно указать представителей российского среднего класса, которые не только поверили в фондовый рынок и понесли туда деньги, но и считали, что западные, в частности, европейские законы стоят на страже интересов частных собственников и защитят их от посягательств по политическим причинам. В этом смысле их можно считать, условно, «западниками».
Европа вполне сознательно действует и в ущерб интересам собственных инвесторов, которые не получат выплат по российским долгам. Сумма вроде бы небольшая на фоне того, что уже наворочено: менее 40 млрд долларов суверенного долга при выплатах до конца года до 2 млрд.
Однако после того, как ЕС сжег последний мост для расчетов со всеми западными держателями российских бумаг, то он не только делает дефолт практически неизбежным по государственным обязательствам, но и бьет вообще по всем ценным бумагам всех российских эмитентов, совокупный долг по которым превышает 450 млрд долларов. Так что это не сможет не почувствовать и сама западная финансовая система.
Пока руководство ЕС, несмотря на проявившиеся разногласия по части нефтяного эмбарго, демонстрирует решимость идти дальше в санкционной войне, неся потери, которые не считаются неприемлемыми. Прогноз роста ВВП в Европе в этом году снижен до 2,7% (вместо ожидаемых 4%), а инфляционные ожидания по году повышены до 6,1%, хотя инфляция сейчас уже 8%.
Общественное мнение Европы скорее пока все еще поддерживает санкции. Последний общеевропейский опрос на эту тему проводился, правда, в марте. Тогда за санкции против России высказались почти 80% европейцев. Показательно, что в начале мая в Греции, где до недавних пор относительно дружески относились к России, поддержка санкций превышала 50%. Хотя много и тех, кто против - более 40%. 66% греков считали, что надо проводить различия между руководством России и простыми гражданами, лишь 27% полагали, что все русские одинаково виноваты.
Похоже, мнение Еврокомиссии близко ко второй точке зрения. Значит, седьмой пакет санкций будет тоже принят рано или поздно, причем в довольно жестком виде. Экономический прагматизм тут больше не живет.
https://www.bfm.ru/news/501497