Символ мироздания

Dec 15, 2015 15:38

Нет символа, нет и жизнеспособной идеи.

У каждой идеи, объемлющей глубокий смысл, должен быть символ. Символом христианства является крест, ислама - звезда и полумесяц, буддизма - колесо сансары. У пролетарского интернационализма - красная пятиконечная звезда, у сатанизма перевёрнутая пентаграмма с двумя лучами вверх. У арийского нацизма - свастика. Верно и то, что значимый символ должен быть древним, изначальным, из традиции исток которой скрыт в глубине тысячелетий.
Интересно, что у либерализма нет общепринятого и общеизвестного символа. Но на всех символах, с ним связанных, присутствует синий цвет.



Синий цвет выражает архетип сознания, рационализма, свободы мышления и выражения. Поэтому его присутствие на флагах, эмблемах и символах, связанных с либеральной идеей, не случайно.



Трактовать символ можно по-разному. Чем он древнее, тем больше будет трактовок. Это объясняется тем, что символ - это архетип. Смысл архетипа скрыт в структуре сознания, то есть, он определяет сознание, но не наоборот.

И что же, кроме синего цвета в палитре нет других? Или другие - не архетипичны? Конечно, это не так! Известно, что красный цвет и его оттенки - архетип природы, её законов, связи человека с ними, а зеленый - архетип духа, духовности.

Подняв на флаг какой-то цвет, сразу включаешь архетип! Как он действует? Например, цвет ислама зеленый, а цвет флага Турецкой республики, большинство населения которой исповедует ислам, красный. Почему?



Может ли быть «красный ислам»?

Красный - это цвет Османской империи, появившийся в палитре её символики после завоевания Византии (тоже имевшей красный цвет во флаге), то есть, империи, государства, османской нации, а не ислама. Цвет ислама - цвет духа и небесного закона, зеленый. Если ислам красный - это уже не «классический ислам», а нечто иное, это «нечто» в применении к исламской традиции будет более националистично и политично, чем духовно. Подобных примеров вольного или случайного использования цвета и знака для сжатого выражения идей очень много.

Есть ли в мировой культуре какой-то знак, символизирующий мироздание, как целостность и, при этом, присутствующий во всех культурах? Таким вопросом задался Н.К. Рерих, когда подбирал символ для Знамени Мира, которое предполагалось поднимать над памятниками мировой культуры во время войн, чтобы предотвратить их разрушение. И он нашел его: красная окружность с тремя кругами в середине на белом фоне.



Рерих обнаружил этот знак в Храме Неба, буддистской символике, христианских иконах, на Кавказе и в Скандинавии. Даже на тамге Тамерлана! Что именно символизирует этот символ и архетипичен ли он? На этот счет выскажу свое мнение.
Этот знак символизирует изначальную фундаментальную троичность мироздания. По общности смысла он следует нумерологическому значению цифры «3», в частности, выражающей и Логос, и триединство причины мира, как вечного единения трех духовных, небесных первоначал: духа, сознания и материи.
Круг - символ неба. Три кружка в круге - небесные первопричины нараздельные и неслиянные, порождающие весь наш мир. В китайской традиции эта троичность выражена наиболее ясно: «От Пути возникает одно как одно, возникает два как два, возникает три как три и возникает вся тьма вещей». («Дао Дэ Цзин» в трактовке Ван Цинцзя), или более традиционное: «Дао порождает Одного, Один становится Двумя, Два порождают Три, а Три порождают все вещи». То, что на земле проявляется как четная борьба противоположностей, на небе, как гармоничная троичная нечетность.
Красный цвет, выбранный Рерихом, тоже не случаен, он символизирует материальность, проявление формы, а значит, и культуру, а вместе с этим, и буддистскую направленность духовных устремлений самого Рериха. Но в первоисточниках цвет этого символа не явлен, кружки, часто, бесцветные (а может, цвета стерлись в веках).
Рерих предлагал использовать три кружка в круге, как символ культуры, что и было сделано, но, очевидно, что значение символа гораздо шире. Культура - это результат человеческой деятельности, но, ведь мироздание ей предшествует. Поэтому можно предположить, что древнейший смысл этого символа: три составляющие Неба, соединённые в одно. Об этом говорил и сам Рерих: «Знамя имеет на белом фоне в круге три соединенные амарантовые Сферы как символ Вечности и Единения». Откуда древние люди это знали? Проще допустить, что это знание генетически обусловлено, как и символика креста, цвета, круга, квадрата, натуральных чисел. Впрочем, это не важно. Важно то, что, если раскрасть составляющие этого символа, то получается символическое выражение модели мироздания.



Троичность мироздания, символизируемая тремя внутренними кругами: красным, синим и зеленым, очевидна.



Три внешних круга, замыкающие в себе три внутренних круга, символизируют фильтры человеческого восприятия духовности мироздания: голубой, желтый и пурпурный, - позволяющие смоделировать все тонкости оттенков духовного фильтра. Каждый человек подобен мирозданию, несет его духовность в себе и, в то же время, локализован фильтром своего восприятия. Цветность духовного фильтра, определяет особенности интуитивного восприятия мира, а значит, и характер духовности человека. У буддиста фильтр красных оттенков, у христианина - синих, у мусульманина зеленых. Соответственно этому восприятию духовности мироздания, манифестируется и образ Неба, как первопричины сущего, и характер духовности Природы и склонности человека, выражающиеся в цивилизационных отличиях. Если фильтр черный, значит, остается только рационально-научное восприятие мира.

Бог Библии сказал: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею» (Быт 9-13). В символе мироздания - радуга, выражающая духовность мира и человека.

Если выбирать символ мироздания-универсума и, вместе с этим, и единства человеческой духовности в её многообразии, то разноцветный символ Знамени Мира, предложенный Н.К. Рерихом, пожалуй, - самый подходящий.

Александр Кашанский,
peremeny.ru/books/osminog/11251#more-11251

Комментарий автора к настоящей статье:

>Этот знак символизирует изначальную фундаментальную троичность мироздания.

"С позиций многополярности (автор Ленский Василий Васильевич),
фундаментальностю мироздания может быть любая количественность.

Сейчас в социуме (нейронной среде западного человека) преобладает двоичность, на ее основе развита наука и техника.

Фрагментно и с проекцией на двоичность постигнута четверичность (как система комплексных чисел) и развита с ее использованием электродинамика, квантовая механика и т.п.

>По общности смысла он следует нумерологическому значению цифры «3», в частности, выражающей и Логос, и триединство причины мира, как вечного единения трех духовных, небесных первоначал: духа, сознания и материи.

Троичность следует как очередная количественность за двоичностью.
Она определяет новое качество, т.е. как только меняются основные законы (психофизический фундамент) нейронной среды человека.
Например, йоги, поднимая у себя в Сушумне Кундалини Шакти, - видоизменяются с двоичности на иные количественности.
Отсюда их новые феноменальные возможности .
Таким практикам уже свыше 5 тысяч лет.

Но передать другим легко и просто (во всем объеме и полноте) свою феноменальность - нельзя.
В этом предел распространения этих практик.

Иногда уже рождаются младенцы с недвоичной основой своей неиронной среды.
Из них вырастают т.н. «боги».

>Круг - символ неба. Три кружка в круге - небесные первопричины нараздельные и неслиянные, порождающие весь наш мир. В китайской традиции эта троичность выражена наиболее ясно: «От Пути возникает одно как одно, возникает два как два, возникает три как три и возникает вся тьма вещей». («Дао Дэ Цзин» в трактовке Ван Цинцзя), или более традиционное: «Дао порождает Одного, Один становится Двумя, Два порождают Три, а Три порождают все вещи». То, что на земле проявляется как четная борьба противоположностей, на небе, как гармоничная троичная нечетность.

Многовариантности фундаментальных альтернатив мироздания хорошо соответсвует мозаичный ряд количествонно-качественных локальностей.

В монографии «Основах многополярности» (издательство Иркутвского университета, 1986г.) приведены формальные модели таких локальностей.

Они позже (когда появилась мода привязать к фамилии автора) названы многополярными группами Ленского.

В интернет торрентчики распространяют нелегальную копию этой монографии, есть она также и в центральных библиотеках бывших союзных республик.

Однако выучить многополярность нельзя.

Без перестраиваний неиронной среды человека, вся «многополярность» является лишь конформным отображением на обыденного уровня (двоичного) неиронную среду.

Т.е. наподобие падающей плоской серой тени от объемного и цветного объекта (образно говоря), да с потерями (т.к. не все объекты и явления вообще тень дают)."

Символы, Точка зрения, Мнение, Мироздание

Previous post Next post
Up