С точки зрения IT-ишника
«Многие вещи нам непонятны не потому что наши понятия слабы, но потому что эти вещи не входят в круг наших понятий». Козьма Прутков
Нам некогда думать. В наше время безумных скоростей и непрерывных событий не хватает времени, чтобы сесть и подумать. А поразмышлять о том, как мы думаем, то есть, говоря современным языком, представить, каким образом у нас происходит процесс накопления, обработки и использования информации, вообще недосуг. И тем не менее, от нашего миропонимания напрямую зависит не только собственная жизнь, но и жизнь родных, близких и просто окружающих нас людей.
Картина мира (в предыдущей публикации шла речь о мировоззрении человека) формируется в нашем мозгу не сразу, а постепенно. Жизнь вливается в нас, снабжая информацией, а нам остается только научиться правильно ею пользоваться. Мы собираем её из случайных или взаимосвязанных фактов, свершившихся событий, раскладываем полученные знания в голове по своим полочкам, анализируем, усваиваем или отбрасываем, т.е. соображаем. Кстати, слово «соображаем» не случайно имеет корень «образ».
«Я чувствую, а значит, я существую?»
Известно, что полушария головного мозга в нашем мыслительном процессе выполняют разные функции. Левое полушарие мыслит абстрактно - логически, а образы рождаются и живут в правом. Какое из двух полушарий у конкретного человека развито больше, не так важно, как их согласованное и гармоничное сотрудничество.
Информация поступает в человеческий мозг с помощью органов чувств. Принято считать, что их шесть: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание) и вестибулярный аппарат (чувство веса и равновесия, положения в пространстве).
В компьютерной аналогии такими органами чувств выступают разнообразные датчики и внешние устройства: микрофон, сканер и прочие, каждое из которых отвечает за ввод своего типа информации, звука или изображения. А вот вкус и запах домашний компьютер различать пока не умеет. Зато современные гаджеты и другие беспроводные новинки могут ориентироваться в пространстве и на местности даже лучше, чем некоторые люди, страдающие «топографическим кретинизмом».
Однако, за многовековую историю нынешней человеческой цивилизации учёным удалось установить, что существуют иные пути получения информации извне, которые не укладываются в привычные рамки и стереотипы. Чаще всего они проявляются у людей, переживших какое-то сильное эмоциональное или физическое потрясение. Речь идёт о психически здоровых людях, открывших в себе неожиданные возможности или способности. С помощью каких органов чувств получают информацию такие люди? Примеров накопилось предостаточно и вы о них наверняка наслышаны. Науке еще предстоит найти убедительные ответы на множество пока необъяснимых вопросов и явлений.
Получив информацию, мы соотносим её с образами и представлениями, усвоенными ранее, как бы взвешивая их на весах своей реальности. Мы её понимаем и осознаём, сравнивая с готовым шаблоном, или отрицаем, если подходящего образа в нашем сознании не оказалось. Находясь среди обычных людей проще ориентироваться в происходящем. В процессе общения с ними можно оценить, насколько их и ваше мировосприятие расходятся или совпадают. Другими словами, вы не дадите задремать своему сознанию ни на минуту.
К слову, когда нам снится сон, мы настолько явственно его переживаем, что проснувшись, некоторое время не можем сообразить, что было во сне, а что наяву.
А еще интересно, откуда в наш мозг поступает информация, когда во сне решается задача, возникает образ картины, рождается сюжет будущего фильма или таблица элементов периодической системы? Уверен, на эти непростые вопросы ответить может лишь «точная» наука в союзе с «неточной».
«Не верь глазам своим». А чьим верить?
Есть много примеров, способных продемонстрировать разные уровни восприятия одной и той же информации и, соответственно, разное её понимание. К слову, около 90% знаний мы получаем посредством зрения, но в одних и тех же визуальных образах люди часто видят разный смысл. Порой бывает очень трудно или даже невозможно заставить человека увидеть то, чего он увидеть не способен. Но не потому, что он какой-то особенный, а только потому, что он не обладает достаточными знаниями или фантазией для того, чтобы иначе осмыслить увиденное.
Этот рисунок, которому более ста лет, называется «иллюзией Геринга». Подавляющему большинству людей кажется, что две прямые на фоне множества других пересекающихся прямых не параллельны, и даже вовсе не прямые, а изогнутые в разные стороны кривые, и только линейка поможет убедиться в обратном.
О вращающейся балерине тоже знают многие. Для одних она вращается по часовой, а для других - против часовой стрелки. Если это знать, то усилием воли можно поменять направление её вращения, но это удаётся не сразу и, наверное, не всем.
И еще один пример, несколько оживляющий мои «размышлизмы». На рисунке ниже дети до определённого возраста смогут увидеть только дельфинчиков, а вот некоторые взрослые с трудом их пересчитают, если найдут хоть одного.
Мышиная история. (Небольшое отступление о понятиях и понимании)
Много лет тому назад был период в моей трудовой биографии, когда мне пришлось переквалифицироваться в учителя. Разобравшись до уровня уверенного пользователя с компьютерами и программами, мне хотелось поделиться своими знаниями и навыками с другими людьми. И когда в одном из учебных центров мне предложили вести занятия в группе начинающих пользователей, я решил попробовать себя в качестве «ликвидатора компьютерной безграмотности».
Никогда не забуду свою первую группу и первый урок, к которому долго и старательно готовился. Это было вводное занятие, своего рода «курс молодого бойца», небольшая лекция на тему «что такое персональный компьютер?». Первый блин оказался комом, но мне кажется, что мои разновозрастные ученики не догадались об этом. Во всяком случае, на следующее занятие пришли все. Дальше было проще, и в конце моей преподавательской карьеры, растянувшейся на несколько лет, первое ознакомительное занятие проходило «на ура». Приятно было осознавать, что ты сам являешься источником полезной информации.
Конечно, люди приходили с разной степенью готовности, с различным уровнем восприятия и разной мерой понимания. Кому-то учёба пошла на пользу больше, кому-то меньше, а кто-то так и не понял, зачем всё это нужно. Одна из моих взрослых учениц была настолько далека от всего компьютерного разнообразия, что после моих слов «а теперь левой кнопкой мыши нажмите кнопку с надписью «Пуск». Она находится в левом нижнем углу экрана» взяла в руки мышь и стала тыкать её левой кнопкой в угол монитора, пытаясь нажать там виртуальную кнопку.
Сейчас, спустя столько лет и перешагнув рубеж компьютерного ликбеза в нашей стране, это выглядит смешно, но на самом деле все закономерно. В представлении человека, которого жизнь заставила впервые сесть за компьютер, мышь - это живое существо. Поэтому образ «кнопки» неправильно наложился на действие «нажать». Она и держала-то мышь осторожно, двумя пальцами, даже после того, как поняла, как ею пользоваться. А трёхмерную кнопку «Пуск» она увидела на экране и, не задумываясь, попыталась на неё воздействовать.
Учитель для ученицы является безусловным авторитетом, и она восприняла мои слова буквально. А я, в свою очередь, не был готов даже предположить, что кто-то может не понимать, о чём я говорю.
Сегодня многие дети не так уверенно ложку держат в руках, как мышь, а каждый школьник за компьютером даст сто очков вперед своим родителям. Но представьте его беспомощность, когда мышь перестанет вдруг работать. Сейчас есть программы, где без мыши не обойтись, хотя управлять самим компьютером можно и с помощью клавиатуры. Реакцию легко проверить, если неожиданно и незаметно заклеить скотчем оптический «глазик» у мышки. Мы быстро привыкаем ко всем удобствам, которые нам дарит техносфера и так же быстро теряем старые навыки, даже если знаем о них.
Кстати, вполне возможно, что именно подобный случай привёл изобретателей к мысли создать тачскрин, ведь раньше о таком умном дисплее можно было только мечтать.
Мы не рабы, роботы не мы.
Безусловно, человек устроен намного сложнее, и любое сравнение его с электронным устройством очень условное, и его ни в коем случае не нужно воспринимать буквально. Это я так, на всякий случай, помня о той ученице. Но, тем не менее, можно попытаться представить прием информации человеком для последующей её обработки, используя модель обычного персонального компьютера. Первые «персоналки», появившиеся в 80-е годы состояли из трёх основных устройств: системного блока, монитора и клавиатуры, поэтому ввод информации был возможен только с помощью букв и цифр. Позже появилась возможность подключать к системному блоку дополнительные внешние устройства, а еще чуть позже соединять компьютеры в локальную, а затем и глобальную сеть.
Чтобы упростить схему, можно представить, что каждый информационный объект, текст, звук, изображение, видео - это отдельный файл, записанный на диск или в память компьютера. А нашу психику можно рассматривать как двухуровневую систему, разделив её на сознание и подсознание. Причём информационный объём одного и другого раздела соотносятся, как видимая и невидимая части айсберга. С точки зрения IT-шника, это вполне логично, ведь у компьютера существует постоянная и менее ёмкая, но более быстрая оперативная память, однако нужно понять, как формируется картина реальности в нашем сознании, и как отличить саму реальность от вымысла. С появлением новых информационных технологий перед учёными нейрофизиологами открылись новые возможности для объективного исследования субъективных процессов. Т.е. можно с определённой точностью измерить некоторые параметры человеческой психики. Например, известно, что обычный человек способен уверенно реагировать, удерживая в сознании семь-девять объектов, не обязательно визуальных. А смена 16 кадров за одну секунду способна делать изображение подвижным. Геном человека содержит около 800 Мб информации, а человеческий мозг несколько сотен терабайт. Такие довольно скромные по современным меркам показатели компенсируются теми глубинами подсознательного уровня психики, которые измерить пока довольно трудно.
Можно ли представить себе, сколько информации накопило человечество за время своего существования? Кстати, а где раньше хранилась информация, неужели только в библиотеках и музеях? Но нынешнее поколение, увы, больше интересуют денежные хранилища, а вопросы, связанные с ноосферой («сферой разума» Вернадского), как мне кажется, остаются без должного внимания.
Тем не менее, глобальная информационная сеть существует, а если расширить её границы до масштаба Вселенной, то как можно представить эту бесконечную сложную, непознанную информационную систему без Всевышнего Администратора?
Конечно, среди полезной и ценной информации очень много разнообразных шумов или «мусора», и довольно часто приходится фильтровать её, извлекая необходимую для использования часть. Работу такого фильтра можно представить, как многоуровневый условно-алгоритмический анализатор, на вход которого подаются набор файлов с разными параметрами. Анализатор сравнивает каждый файл с находящимся в памяти, выносит свой внутренний вердикт: принять или отвергнуть и формирует определенный управляющий сигнал, заставляющий нас действовать именно так, а не иначе.
If...Then...Else (Visual Basic).
«Если нельзя, но очень хочется... то можно» (Евгений Сазонов).
Эта внутренняя программа передаётся нам по наследству и в процессе взросления способна совершенствоваться, делая наши поступки более уверенными и осмысленными. Одни из них оттачиваются до автоматизма, а другие меняются в зависимости от обстоятельств. Организм человека - сложнейшая система, вернее, суперсистема, потому что даже строение одной живой клетки у ряда учёных вызывает ассоциации с самоуправляемым мегаполисом со сложными системами жизнеобеспечения. А если учесть, что каждый человек обладает неповторимым внутренним миром, недоступным для измерения самыми современными приборами, то становится понятно, почему учёным проще заниматься созданием искусственного биоробота, а не гармоничным развитием и совершенствованием живого человека.
Для разных компьютерных платформ существуют разные системы обработки информации. Самой распространённой в мире является BIOS (англ. Basic Input/Output System - «базовая система ввода-вывода»). Эта микропрограмма записана в постоянную память компьютера, помогает ему «осознать самого себя» и согласовать работу всех внешних устройств, подключенных к его материнской плате. Чем не аналог ДНК/РНК, несущих определенный программный код, передаваемый по наследству? Разница только в уровне сложности и нашего понимания или непонимания задачи, которую мы должны выполнить, появившись на свет. Сбой в программе в обоих случаях приводит к тому, что задача не будет выполнена, или будет выполнена неправильно.
Возможно, именно на базовом уровне все будущие человеки максимально похожи друг на друга, но в любом случае, каждый из нас индивидуален и «запрограммирован» для своей, определённой цели. Может показаться, что было бы очень здорово, если бы каждый эту цель знал сразу после рождения. Но в таком случае, как реализовать свой творческий потенциал, обусловленный генетикой и чем мы будем отличались от биоробота? Главное - не мешать, а помогать человеку реализовать этот потенциал, и тогда он точно проявится.
Как компьютер на уровне базового кода способен отличить ноль от единицы, так и в человека заложена способность отличать «тёплое от мягкого». А найти ту золотую середину, делающую его человеком, можно с помощью чувства меры, которое и следует оттачивать и шлифовать, как код программы самосовершенствования. Условные границы между «нельзя» и «можно», состоявшийся человек должен уметь настраивать сам.
Заключение.
Возможно, не всем известно, что Евгений Сазонов, чьё шуточное высказывание использовано в тексте, это вымышленный писатель, придуманный в 70-е годы в редакции знаменитой «Литературки». Это кладезь сатиры и юмора советского периода и результат коллективного творчества. Считается, что Евгений Сазонов - советский вариант Козьмы Пруткова, знаменитой литературной маски 19-го века, художественного псевдонима, принадлежавшего группе русских писателей и поэтов. Цитаты и афоризмы К.Пруткова несут в себе обобщенную народную мудрость и являются достоянием русской культуры.
Ему принадлежат слова, которые сегодня актуальны, как никогда :
«Многие вещи нам непонятны не потому что наши понятия слабы, но потому что эти вещи не входят в круг наших понятий».
Логическая цепочка, без которой невозможна ни одна программа, складывается сама собой: чтобы правильно понимать то, что происходит в мире, нужно расширять границы своего познания, заниматься непрерывным самообразованием и не попадать в зависимость от любого, даже самого авторитетного учителя. Повышать уровень СВОЕГО понимания и помнить, что главный критерий Истины - это практика. Иначе можно долго и безрезультатно жать на красивую кнопку «Пуск» в левом углу монитора.
cont.ws/post/105112