Сердце Пекина и Поднебесной Империи - Пурпурный дворец Запретного Города

Nov 13, 2014 08:48

Оригинал взят у rovdyr в Сердце Пекина и Поднебесной Империи - Пурпурный дворец Запретного Города

Едва ли хоть один гость Пекина не посещает знаменитый Запретный Город; естественно, не стал исключением и я. Размер этого дворцового комплекса столь велик (вдвое больше Московского Кремля), что в рамках одной экскурсии можно осмотреть его лишь весьма поверхностно. Музеи дворцов я не видел; посещение ограничилось знакомством извне. Сейчас (точнее, с 1925 года, когда дворец покинул последний Император Пу И, и Запретный Город перестал соответствовать названию ввиду разрешения публичного доступа и открытия музеев) дворцовый комплекс называется Гугун, что означает «Старый [или бывший] дворец». Имеется в виду, что он бывший дворец Императоров. Но я предпочту избегать этого названия, так как буду часто обращаться к истории Императорских времен. А тогда это место называлось Цзыцзиньчэн, то есть «Пурпурный Запретный Город»; дворец же именовался Цзыгун - «Пурпурный».


История Запретного Города и спасение Пурпурного Императорского дворца русским дипломатом

Согласно китайскому мифу, Небесный Император живет на звезде Цзывэй во дворце Цзыгун. Один из земных Императоров (считавшихся Сынами Неба) решил сделать, так сказать, реплику. Это был Император Юнлэ из династии Мин, который в 1406 году приказал собрать сто тысяч мастеров, чтобы построить свой Пурпурный дворец. Между прочим, Юнлэ также распорядился составить грандиозную энциклопедию, которая 600 лет, до появления Английской Википедии, была самой большой в мире. По всему Китаю почти миллион человек занимался заготовкой и перевозкой стройматериалов для Императорского дворца. Когда в 1420 году этот дворцовый ансамбль был в основном завершен, Император перенес столицу из Нанкина в Пекин. Впоследствии многие дворцовые строения неоднократно расширялись; кроме того, их не раз приходилось реконструировать или восстанавливать после пожаров.

Все сооружения Запретного Города возведены в соответствии с законами Императорской дворцовой архитектуры. Особенно бросаются в глаза кровли, выложенные золотистой глазурованной черепицей. Со времен династии Тан (618-907 гг. от Р.Х.) желтый цвет в Китае считается только Императорским. А позолоченная черепица на крышах Императорских дворцов стала применяться при династии Сун (960-1279 гг.). Всем остальным было запрещено использовать этот цвет.

Запретный Город защищен от внешнего Пекина 10-метровой пурпурной стеной. Здесь находится более 90 больших и малых дворов и около 8,700 помещений (по легенде - Десять Тысяч, что является сакральным числом для китайцев). За последние пять столетий во дворце жили 24 Императора - 14 династии Мин и 10 династии Цин. К ним «прилагались» многочисленные жены и наложницы (число которых сильно варьировалось: при династии Мин в Запретном Городе проживало несколько тысяч женщин, а у Цинского Императора Гуансюя было всего две), дети, евнухи, чиновники, воины и слуги. Кстати, евнухи представляли собой весьма влиятельное сословие, и некоторым Императорам даже приходилось бороться с ними.

Хочу заметить, что извне здания Запретного Города могут показаться довольно однообразными; они строились по общему строгому канону, не предполагающему слишком широкий набор художественных средств. Если смотреть на них долго, может наскучить. Чтобы оживить впечатления, я советую подключить воображение и задаться вопросом, что представлял собой менталитет живших здесь правителей Китая, которые письма главам других государств (в том числе, например, британской Королеве Виктории) заканчивали словами «Трепеща, повинуйся, и не выказывай небрежности»?.. Ощущение того, что ты ходишь по тем же местам, как и эти правители, становится более пикантным.

Добавлю также, что сохранением Пурпурного Дворца Китай обязан усилиям графа Николая Павловича Игнатьева, русского посланника в Китае:



В 1860 году, во время Второй Опиумной войны Англии и Франции против Китая, он осуществил филигранную дипломатическую операцию. С одной стороны, Н.П. Игнатьев убедил китайского государственного деятеля князя Гуна согласиться на мир с Англией и Францией, приняв их условия. С другой - убедил союзников не бомбардировать Запретный Город, что они намеревались сделать и сделали бы (как уничтожили Старый и Новый Летние дворцы), если бы не вмешательство русского дипломата. В благодарность за спасение графом Игнатьевым Пекина князь Гун от имени Цинской Империи подписал с Россией договор о границе по Амуру и Уссури. Китай потерял территории, не имевшие отношения к китайскому и маньчжурскому этносам, но сохранил свой самый главный дворец - по-моему, вполне разумно.

Обряд коутоу и европейцы в Запретном Городе

Сейчас все посетители спокойно и свободно расхаживают по Запретному Городу. Но в старые времена это было невозможно. Большинство вообще не имело права под страхом смерти попадать сюда. Другие были вынуждены проходить обряд коутоу. Поясню, что это такое.

По китайской системе мировосприятия, воспринятой маньчжурами, включившими Китай в свою Империю Цин, все территории и народы вокруг Срединного Государства - варвары и вассалы. Коутоу - обряд тройного коленопреклонения и девятикратного челобитья, который по китайскому дипломатическому этикету было принято совершать при приближении к особе Императора. Китайцы и прочие азиаты исполняли ритуал беспрекословно (также это делали, например, европейские представители Голландской Ост-Индской компании). Но для большинства европейцев и русских это было унизительно, и они отказывались исполнять коутоу, что имело порой драматические последствия. Показательна история Федора Байкова, прибывшего в 1656 году в Пекин от Царя Алексея Михайловича. Цинские чиновники потребовали от Байкова передать им подарки и грамоту. Байков, отказавшись выполнить это требование, оказался вместе со своими спутниками изолирован почти на полгода. Все это время ему угрожали казнью, пытаясь заставить исполнить обряд коутоу, что по китайским понятиям означало бы признание Русским государством верховенства Империи Цин. Не добившись своего, власти выслали Байкова из Пекина.

Понимая сложности соблюдения этикета, для европейских посланцев все же делали некоторые послабления - позволяли проводить церемонию «смазанно», «извиняя» их тем, что у «варваров» не хватает практики и само их желание увидеть Цинского Императора заслуживает поощрения допуском на аудиенцию. Однако это не всегда спасало положение. Так, в 1820 году Император Цзяцин велел выдворить из страны избегавшего поклонов британского посланника лорда Амхёрста. В подобную же ситуацию попал русский посол Ю.А. Головкин, когда китайцы просили его выполнить на границе с Китаем ритуал коутоу перед портретом главы Срединного государства.

Практика коутоу для послов европейских держав была отменена в связи с подписанием Империей Цин договоров после поражения в Опиумных войнах.

Самым поразительным для меня является то, что, перерыв кучу источников, я не смог установить имя первого европейца, попавшего в Запретный Город. Казалось бы, имя такого человека должно было быть увековечено, как говорится, на скрижалях истории.

Достоверно известно, что в 1894 году в Павильоне Кладезь Мудрости Император Гуансюй дал аудиенцию посланникам России и Франции. В следующем году здесь был принят уже весь иностранный дипломатический корпус Пекина.

Еще мне попалась информация о том, что в 1720 (либо 1721) году в Павильоне Воспитания Сердца Император Канси принимал посланника Папы Римского Климента XI кардинала Карло Амброзио Меццабарбу. Кардинал передал Императору Папскую буллу, в которой Римский понтифик требовал от властей Китая запретить тамошним христианам поклонение Конфуцию и предкам. Это требование вызвало обратный эффект, и впоследствии христианские миссии подверглись гонениям. Хотя до этого в Китае вполне благополучно проживали многочисленные христианские миссионеры и монахи. Особенным почетом пользовались иезуиты, так как они были сведущи в науках и умели составлять точные календари, что для китайцев было очень важно в том числе в аспекте их религии.

Прогулка по Запретному Городу

Итак, пройдусь по Запретному Городу с юга на север (комплекс четко ориентирован по этой оси). Прогулка начинается от расположенной южнее знаменитой площади Тяньаньмэнь. В Запретный Город ведет мост, перед которым стоит большой, увенчанный драконом, столб (который на снимке визуально соседствует с красным флагом КНР):



Далее иду через массивные Южные (Полуденные) ворота Умэнь:

Выхожу на обширную площадь с пересекающим ее каналом Цзиньшуйхэ (река Золотой воды):



Это начало той части Запретного Города, что называется Вайчао. Она была предназначена для проведения официальных церемоний и решения важных государственных дел. Через канал переброшены пять дугообразных мраморных мостов; за ними высятся Ворота Высшей гармонии, представляющие собой просторное помещение под двухъярусной крышей.

По углам площади стоят несколько павильонов (например, есть Павильон Воинской Доблести и Павильон Литературы):



У подножия Ворот Высшей гармонии стоит пара бронзовых львов:




Лев с покрытым узорами шаром (жемчужина мудрости, либо то, что соответствует европейской регалии «держава») символизирует власть Императора, а львица с львенком - заботу Императрицы о достойном потомстве правителя. Выглядят эти львы, конечно, своеобразно. Первые западные путешественники полагали их собаками (Фу дог); того же мнения придерживались и корейцы. Но все же это львы. Традиция таких охранительных скульптур восходит еще к династии Хань, при которой львы, в древние времена обитавшие в Центральной и Юго-Западной Азии, были привезены в Китай по Великому Шелковому пути. Считается, что китайское слово «ши» (лев) этимологически восходит к персидскому льву «шиар». Интересный пример взаимодействия культур.

Пройдя Ворота высшей гармонии, выхожу на обширную площадь, где стоит главное здание Запретного Города - Павильон Высшей гармонии. Использовался он крайне редко - лишь для самых важных церемоний.



Обширная площадь окаймлена многочисленными павильонами:



Возле павильона встречаю журавля и гигантскую черепаху (китайцы зовут ее биси), символизирующих долголетие; позади черепахи видны большие чаны, где держали пожарную воду:




Кадильницы и светильники:



Символы верховной власти - солнечные часы и стандартная мера для взвешивания риса «цзялян» (постамент меры весов несет изображение свастики):




Развлечение для современных гостей Запретного Города - примерять старинные костюмы Императоров и знати; и, само собой, фотографироваться:




Северная часть Запретного Города называется Нэйтин: она объединяет жилые покои Императора и его многочисленного семейства. Переход из южной части Вайчао в северную осуществляется через Ворота Небесной чистоты. Здесь снова вижу пару львов, теперь позолоченных:



Пройдя ворота, выхожу к дворцу Небесной чистоты, который служил покоями Императора. Главное в нем - конечно, трон (надпись вверху означает «честность и открытость»):



И еще запомнился дракон с жемчужиной знаний (или Луной) в лапе, который стоит перед входом во дворец Собранного Превосходства:



Дракон в Китае - главный символ Императора, что повелось со времен Лю Бана (родоначальник династии Хань, правил в 202-195 гг. до Р.Х.).

Крыши и мифические существа

Раз я завел речь о драконах, рассмотрю тему их присутствия вкупе с прочими мифическими существами на крышах Запретного Города (это присутствие вообще характерно для Китая). Форма крыш - один из наиболее узнаваемых признаков китайской архитектуры:





Мелкие драконы в несчетном количестве приютились даже внутри черепичных скатов:



Китайцы уверены, что это защищает здания от пожаров. Впрочем, перефразируя известное выражение, можно сказать: «на дракона надейся, а сам не плошай», что подтверждают многочисленные пожарные чаны с водой. Но даже эти чаны не спасали от частых пожаров и выгораний. На это мое скептическое замечание, полагаю, китайцы могли бы философски ответить, что без драконов было бы еще хуже.



Далее о существах на скатах крыш на примере верхней фотографии. Она изображает край двухъярусной крыши Павильона Высшей Гармонии. Это единственное место в Китае, где находится десять керамических фигурок мифических существ. Эти фигурки защищают сооружение от злых духов. Значимость сооружения определяется числом таких мифических существ, но максимальное число фигур - десять, и оно присуще только Запретному Городу, главному месту проживания Императоров.

В старые времена при строительстве крыш, чтобы предотвратить скатывание черепицы, применяли большие деревянные гвозди. Но так как китайцы придавали (и придают до сих пор) колоссальное значение оберегам для защиты своего дома от злых духов, позднее эти гвозди приобрели формы мифических животных.

Венчает конек (справа на снимке) обычно скульптурное изображение человека верхом на курице. По древней легенде, в образе этого человека представлен принц-тиран из княжества Ци (III век до Р.Х.). После его поражения жители княжества Ци стали прикреплять изображения оседлавшего курицу принца на крышах своих домов, чтобы отвести беды и заклеймить тирана позором. Согласно верованиям, персонифицированное в тиране зло не может покинуть крышу, так как курица не умеет летать.

Далее справа налево: дракон, феникс, лев, морской конек, небесный конь, рыба Яюй, Суань Ни, Се Чжи, морской бык Доу Ню и Синши.

♦ Дракон и феникс символизируют верховную власть и персонально Императора и Императрицу.

♦ Лев - царь зверей на землях за пределами Китая.

♦ Небесный конь и морской конек олицетворяют Императорский престиж и мораль.

♦ Морской бык Доу Ню и рыба Яюй - стражи океанов, могут нагнать облака и дождь и предотвратить пожары.

♦ Суань Ни - восьмой сын дракона, внешне очень похож на льва. Суань Ни довольно ленив и не любит двигаться, зато очень любит сидеть и наблюдать за дымом и огнем. Поэтому его изображения часто помещают на алтарях, курильницах и подсвечниках.

♦ Се Чжи - божественная коза с одним рогом, символ справедливости и законности. Она способна отличить правильное от неправильного, добро от зла: увидев ссору или драку, направляет свой рог и таранит неправую сторону. Военные полицейские Китая носят значки с изображением Се Чжи. Также ее изображение часто присутствует в залах судебных заседаний.

♦ Синши - символ славы и покровительства, престижа и мудрости, а также означает покорение духа зла и освобождение от бедствий.

♦ Наконец, крайним слева является Чао Фэн - пятый сын дракона. Существо, похожее на льва, очень любит обрывы и пропасти, поэтому размещается на четырех углах крыш.

Императорский сад

Завершает дворцовый комплекс парк-сад Юйхуаюань. Он невелик: всего 130 на 90 метров. Императоры проводили в этом саду время за чтением или сочинением собственных стихов. Императрицы-матери устраивали здесь смотрины кандидаткам в жены и наложницы. Нынешние посетители просто гуляют.




Павильон Императорского спокойствия - придворная даосская кумирня, посвященная божеству Севера (повелителю вод, небесному хранителю Запретного Города):



Этот снимок я показываю также с целью проиллюстрировать заботу китайцев о деревьях:



Многие старые деревья (имею в виду не только в саду Юйхуаюань, но вообще в китайских парках) имеют маркировку, отражающую их возраст. Такие деревья пользуются особенно большим почтением.

Китайцы очень любят такие каменные горки (называют их что-то вроде «каменная пена»):



Покидая пределы Запретного Города через северные ворота, вижу гору Цзиншань:



Завершаю экскурсию по Запретному Городу взглядом на окружающий его ров (земля, вырытая при его выкапывании, пошла как раз на создание горы Цзиншань):


Путешествия, Запретный город, Фото, Китай, Архитектура, Это интересно

Previous post Next post
Up