Храм хрустальный

Oct 23, 2014 09:27

Оригинал взят у mamlas в Храм хрустальный
По теме: Хрустальная судьба

Память хрустального города
Дятьковский храм «Неопалимая купина»

История церкви с единственным в мире хрустальным иконостасом - долгая, она уходит корнями в XVIII век. Однако храм и его убранство - новые, 2003 года постройки. Объяснение этого парадокса, пожалуй, и есть самая сложная часть дятьковской истории. ©
~~~~~~~~~~~



Дятьково. Музей хрусталя, подсвечник из храма Преображения Господня, XIX век
- Второго хрустального иконостаса в мире нет. В Англии, в одном католическом храме, есть хрустальные вставки. В Вологде, говорят, фарфоровый иконостас есть. Но полностью хрустального, как у нас, нет нигде. Ведь обычно иконостасы делаются из дерева, из камня - это природные материалы. А хрусталь - творение рук человеческих…




Дятьково. Храм-памятник "Неопалимая купина"
Отец Игорь, клирик дятьковского храма «Неопалимая купина», на мгновение задумывается. Дятьково, хрусталь, храм - история слишком долгая и сложная, чтобы рассказать ее в двух словах заезжим любопытным гостям. Но гордость за «творение рук человеческих» перевешивает, и отец Игорь продолжает:

- Мы-то привыкли, что Дятьково - город хрустальщиков. У нас все связано с хрусталем. Но у тех, кто приезжает в храм, бывает шок…



Дятьково. Храм-памятник "Неопалимая купина", хрустальное паникадило
Хрустальное убранство храма отражает тусклый свет зимнего вечера, поэтому кажется холодным, как металл. Отец Игорь замечает наш взгляд и быстро поясняет: «Под хрустальной плиткой находится зеркало. Когда солнце играет или свечи горят, грани преломляются, и тогда иконостас становится необыкновенным!»



Дятьково. Храм-памятник "Неопалимая купина", хрустальная лампада
Служба давно закончилась, прихожане разошлись, и мы совершаем «круг почета» по уникальной церкви, осматривая детали, ловя отблески свечей на алмазных гранях. В храме тихо, лишь потрескивает горячий воск. Окруженные таким количеством хрусталя, мы стараемся двигаться осторожно, затаив дыхание, и все равно чувствуем себя неуклюжими. Но постепенно первое сильное впечатление от необычного вида храма - чувство вполне человеческое - сменяется чем-то большим, словно вместе с алмазными отблесками в душу проникают память, сила, радость и грусть этого места.



Дятьково. Храм-памятник "Неопалимая купина", хрустальный иконостас





История невероятного хрустального храма в Дятьково - долгая, она уходит корнями в XVIII век. При этом само здание и все его убранство - новые, 2003 года постройки. Объяснение этого парадокса и есть, пожалуй, самая сложная часть дятьковской истории.



Фрагмент хрустального декора храма «Неопалимая купина» в Дятьково
Восьмое чудо света

Современный храм-памятник в честь иконы Божьей матери «Неопалимая купина» - непрямой наследник другого дятьковского храма: великолепного Преображенского собора. В XIX веке слава «восьмого чуда света» собирала прихожан со всей России. Дятьковские священники гордились своим храмом так же, как сегодня - отец Игорь. И так же им не хватало слов, чтобы описать красоту «творения рук человеческих». В записях священника Стефана Красовского (1862 год) это чувствуется:

«….христолюбивый храмоздатель украсил новым иконостасом свой храм, яко невесту… Первое, что поражает чувство зрителя во внутренней части храма: это хрустальные иконостасы; тяжеловесные, изящной работы, как бы плавающие в воздухе, хрустальные паникадила, и вместо висячих лампад, из разных хрусталей и цветных стекол искуснейшего мастерства, многоцветные подсвечники…»



Дятьково. Храм-памятник "Неопалимая купина"
«Христолюбивый храмоздатель» - это Иван Акимович Мальцов, наследник стекольной империи своих предков, фактически основавших хрустальное производство в России. Заводы в Гусе-Хрустальном и в Дятьково - это они, Мальцовы. Сына Ивана Акимовича, Сергея, иначе как «выдающимся представителем дворянского и промышленного рода Мальцовых» называть не принято. Хрустальные короли, со временем Мальцовы станут еще и королями чугунными, их владения займут территорию почти всей Брянской и Владимирской губерний, они будут даже печатать собственные деньги, при этом совершенно не по-капиталистически неустанно заботиться о здоровье и образовании своих рабочих, а их потомок Юрий Нечаев-Мальцев пожертвует «прорву денег» на создание Музея изящных искусств, ныне известного как Пушкинский.



Дятьково. Музей хрусталя. Хрустальная плитка из Храма Преображения Господня XIX века
Дятьково было столицей хрустальной империи Мальцовых - именно здесь в 1790 году Мария Мальцова построила первый хрустальный завод на брянской земле. Город вокруг завода вырос богатый, красивый, с парками и усадьбами, с прудом и фонтанами, с чистыми мощеными улицами, уютными домами для рабочих и школами для их детей.



Дятьково. Музей хрусталя, подсвечник из храма Преображения Господня, XIX век
После революции память об эксплуататорах Мальцовых была разрушена, разбита, уничтожена. Чугунные плиты с могилы Сергея Ивановича Мальцова пустили на дорожное строительство, а «восьмое чудо света», грандиозный пятиярусный хрустальный иконостас Преображенского собора, воинствующие дятьковцы разбили - по собственной инициативе, даже без приказа свыше. Так же, без революционных указаний, они разрушили здание церкви.



Дятьково. Храм-памятник "Неопалимая купина"
От Мальцовых в Дятьково не осталось ничего. Один фонтан и пара добротных деревянных домов для работников хрустального завода - вот и все наследие. И хрусталь. Изысканный, звонкий, особый мальцовский хрусталь. «Творение рук человеческих». Национализированный завод продолжал его выпускать, хотя тонкие цветочные и морозные узоры со временем сменились портретами дорогих вождей.



Дятьково. Рыбаки ловят мотыль в Парковом озере
Но храм… Из «разных хрусталей и цветных стекол искуснейшего мастерства и многоцветных подсвечников» уцелел один-единственный подсвечник. Много позже Мальцовы напомнили о себе маленьким чудом: при осушении местного пруда была найдена одна целая хрустальная плитка из некогда огромного иконостаса.



Дятьково. Хрустальных дел мастер Александр Федоров
Великие промышленники так и не ушли из городской памяти - потомки мальцовских хрустальных дел мастеров все еще живут и работают в Дятьково, где с XVIII века все держится на хрустале. Россия - страна с непредсказуемым прошлым, но переписать историю и легенды каждой семьи оказалось невозможно.



Дятьково. Парковое озеро. Когда-то рядом стояло имение Мальцовых
Последний хрустальщик династии

Прогулка по занесенному снегом пруду к месту, где некогда находилась усадьба Мальцовых, не сулила ничего, кроме сожалений об утраченном историческом наследии и серьезной простуды. Люди, бредущие по сугробам без видимой цели, привлекли внимание двух рыбаков, постарше и помоложе. Они (как позже выяснилось - отец и сын) первым делом выпытали причину нашего появления, бросили медитацию над лункой и тоном дипломированных экскурсоводов сообщили:

- Сама усадьба Мальцовых до нынешних дней не дожила, только этот пруд остался и усадебный парк. Запущено все… В усадьбе был старинный фонтан, но несколько лет назад его перенесли на территорию завода, а потом перенесли к новой церкви, «Неопалимой купине». Когда тепло, он вполне себе функционирует. - Пауза. Поворот, рука указывает на противоположный берег пруда: - А там цеха старинного хрустального завода. Но туда вы попасть не сможете, он закрыт. Восстановленное производство находится уже в другом месте.



Дятьково. Здание художественной школы, бывшее общежитие работников хрустального завода



Дятьково. Здание художественной школы, бывшее общежитие работников хрустального завода
На пятой минуте экспресс-экскурсии «по мальцовским местам» выясняем, что старшего, колоритного мужчину с золотым гвоздиком в ухе, зовут Александром, фамилия - Федоров. Он из семьи поляков, приглашенных в Дятьково Мальцовыми.



Дятьково. Хрустальный завод.
- Бабка моя, Янка Хмелевска, умела говорить по-польски и по-русски. Мой дед отработал на этом заводе 40 лет, отец и мать всю жизнь хрусталю отдали, и я там 34 года трудился. Но по молодости мы своими корнями мало интересовались. А теперь собрать семейную историю сложно. Революция, война - фотографии, письма, документы семейные сгорели, пропали…

Польские предки Федорова, носившие чудную для русского уха фамилию Мух, оказались в Дятьково еще до революции. Три брата и три сестры-»мухи» приехали по приглашению Мальцовых, чтобы работать с цветным стеклом. За сотню лет потомки польских мастеров обрусели, перемешались с местными жителями, теперь вот носят простые русские фамилии - никаких Мух, сплошные Ковалевы да Федоровы.



Дятьково. Хрустальный завод.
Александр оказался достойным продолжателем хрустальной династии - его работы сейчас хранятся в запасниках Дятьковского музея хрусталя, а несколько представлены даже в действующей экспозиции. А ведь «конкуренция», чтобы попасть в музейную коллекцию, огромная - в музее хранится и та самая единственная уцелевшая хрустальная плитка из иконостаса Преображенского собора, и двухметровый цельнолитой хрустальный подсвечник из той же утраченной церкви, и изящные, даже игривые, светские произведения мастеров XIX века, и еще 12000 интереснейших экспонатов, по которым можно изучать и эволюцию мастерства дятьковских хрустальщиков, и историю нашей страны.



Дятьково. Хрустальный завод.
Федоров отработал на «вредном производстве» три горячих стажа. Любил свое дело. Никакого художественного образования у Александра нет, но несколько лет назад он получил официальное звание народного художника.

- Драконы, Змеи Горынычи, башмаки - что только мы ни делали. Все вручную! Посмотришь на игрушку, а воображение уже рисует, как это будет выглядеть в хрустале. Увидишь в лесу корягу - представляешь хрустального крокодила…

Как же без образования художественного? «Все приходит с опытом, - убежденно сообщает Федоров. - И многое переходит по наследству от предков». Хрустальщик в четвертом поколении, сегодня он последний в этой династии. Его сыновья хрустальным делом уже не занимаются.



Дятьково. Хрустальный завод.
Переломные 1990-е годы почти погубили старинное хрустальное производство: завод был распродан по частям, несколько лет не работал. Нет завода - нет мастеров, традиция прерывается, утрачиваются навыки. Дальше - пустота.

В последние годы восстановление производства на единственном оставшемся в России хрустальном заводе (заводы в Гусе-Хрустальном закрылись в январе 2012) стало для жителей Брянской области «делом чести». Завод вновь набирает бригады хрустальщиков, в основном - представителей тех самых старинных династий, работавших еще на мальцовских заводах.

- Ко мне тоже приезжали, уговаривали вернуться, - не без удовольствия рассказывает Александр. Но возвращаться на завод он не собирается: почувствовал вкус вольной жизни, появилась масса новых увлечений - спорт, рыбалка, даже оранжерея с собственноручно выращенными финиками и лимонами… И польские предки-Мухи вряд ли бы упрекнули своего потомка - как хрустальщик, Александр уже всё давно доказал.



Дятьковский хрустальный завод. Работа мастера-хрустальщика



Неопалимая купина

Дятьковцы восстанавливают свое главное производство уже не в первый раз. Урон, нанесенный городу войной, был страшнее, чем разгул девяностых. Из 17000 жителей довоенного Дятькова выжили несколько десятков человек. Город был почти полностью разрушен, и хрустальный завод не стал исключением. Погибли почти все мастера-хрустальщики. Погибли на той площади, где сегодня стоит храм-памятник «Неопалимая купина».



Дятьково. Хрустальный бокал с рисунками в технике "мороз", XIX век
Память о погибших стала духовной нитью, соединяющей прошлое и настоящее, в которой так нуждался город. И, по иронии судьбы и истории, ниточку от «докоммунистической» к «посткоммунистической» эпохе протянул тогдашний глава Брянской области, член КПРФ Юрий Лодкин. Именно ему пришла в голову идея строительства нового храма с хрустальным иконостасом.

- Он искренне хотел создать что-то доброе в то сложное время, - улыбается отец Игорь, нисколько не иронизируя по поводу «красной» партийной принадлежности бывшего руководителя области. Память о войне позволила связать безжалостно уничтоженный мальцовский храм с новым, зовущим к примирению.



Дятьково. Музей хрусталя, хрустальные лилии, XIX век
- Присмотритесь: на фресках изображены военные русские подвиги, в иконостасе - святые воины: Борис и Глеб, адмирал Федор Ушаков, брянский боярин Пересвет, - тихо поясняет отец Игорь. - Наша земля обильно полита кровью воинов. Дятьково - город древний, все враги по Брянщине прошли, и Наполеон, и немцы… Так что идея этого непростого храма обрела форму задолго до начала его строительства.

В основу лег рисунок той самой хрустальной плитки из старинного иконостаса, чудом найденной в пруду. И несколько старых фотографий.

- Мы спросили у мастеров-хрустальщиков: сможете так сделать? И они сразу начали работу, - вспоминает батюшка. Копировать иконостас мальцовского Преображенского собора не собирались, это было невозможно и не нужно. Хотели сохранить дух прошлого, память о нем, объединить людей невероятным по сложности замыслом. Храм-памятник «Неопалимая купина» получился новоделом с двухвековой историей…



Дятьково. Музей хрусталя
- В один из дней ближе к окончанию строительства был удивительный момент. В храме допоздна работали два художника. В сумерках они зажгли две свечи, лучи света пошли по храму, и все буквально остолбенели от такого благолепия…

В храме всегда много прихожан, и отец Игорь давно не переживает, что многие заходят сюда как в музей - посмотреть на уникальный иконостас.



Дятьково. Современная церковь Спаса Преображения
У разрушенного Преображенского собора Мальцовых теперь в Дятьково два наследника - новый храм с хрустальным иконостасом и новая Преображенская церковь. Церковь возвели в 1989-м, еще при советской власти. Она стала первым храмом, построенным на Брянщине после революции. Рядом с ней перезахоронили прах Ивана Акимовича и Сергея Ивановича Мальцовых. На скромной мраморной плите надпись: «Ваши труды во благо отечества не забыты потомками».

Еще до начала строительства храма «Неопалимая купина» отец Александр, протоиерей Преображенской церкви, отправился на Синай, в монастырь Святой Екатерины. И привез оттуда удивительный подарок: веточку той самой Неопалимой Купины - тернового куста, в огне которого Бог явился Моисею.



Дятьково. Церковь Спаса Преображения, могила промышленников Ивана и Сергея Мальцовых
- Больше двух тысяч лет на Синае растет этот терновый куст! А реакция русского человека какая? Отщипнул веточку и унес с собой, в келью, где остановился... И посмотрите - росток у нас прижился, пустил корни! - радуется отец Игорь, показывая на горшочек с крошечным кустиком Неопалимой Купины. Чудны дела твои, Господи...

Текст: Анна Сенина
Фото: Антон Агарков
Strana.ru, Брянск, 29 декабря 2012

Искусство, Соборы_церкви_храмы, Архитектура, Музеи_Памятники истории, Наследие, Хрустальный Храм Неопалимая Купина, Творчество, Это интересно

Previous post Next post
Up