Информационные войны

Sep 26, 2014 12:43

О пропаганде и не только

«Современные войны являются товаром. Они производятся, продаются, экспортируются, инвестируются. Существуют войны «под ключ» с заданными характеристиками. Например, разрушения должны быть такими-то, символическое содержание такое-то, пострадать от возмездия должны такие-то и т.п.»  В настоящее время любая война является психологической по своей сути. Все современные войны - это, в первую очередь, войны гуманитарных технологий.

"Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!..."

Основные задачи информационной войны - повлиять на систему ценностей людей, изменить их поведение и способ мышления, лишить способности сопротивляться. Воздействуют при этом не только на противоборствующую, но и на свою сторону.

Манипулируют всегда скрытно: если вы знаете, что вами пытаются манипулировать, значит, это не удалось. Техники манипулирования постоянно совершенствуются. В первую очередь важно не то, что говорят, а то, как говорят. В наши дни пропаганда не даёт прямые ответы: когда людям слишком откровенно навязывают чужую точку зрения, они сопротивляются. Вместо этого пропаганда подталкивает людей к выводам, чтобы они думали, что пришли к ним сами.



Всего исследователи выделяют несколько десятков правил, которым следуют манипуляторы.

Какими приёмами пользуются манипуляторы?

Вводят новые термины и образы, которыми описывают происходящее. Пропагандисты используют языковые приёмы (фонетические и лексические), а также существующие в обществе предрассудки и заблуждения, чтобы придать положительный или отрицательный окрас каким-то явлениям или группам людей. С помощью этого получается выставить противоположную сторону в уничижительном виде - например, обесчеловечить их, приравняв к животным или растениям.

Злоупотребляют статистикой. Если у человека хорошая память и подвешен язык, он может задавить любые аргументы цифрами. Не каждый обыватель может быстро считать и оценивать, так что в подходящем контексте статистика становится сильным оружием - особенно социологическая, которая вдобавок ссылается на мнение большинства.

Изменяют повестку дня. Манипуляторы выбирают из всего ряда событий те, которые видят наиболее выгодными для себя. Во время информационной войны медиа переполнены ложными информационными поводами и игнорируют одни происшествия в угоду другим. Так, через СМИ поддерживается высокий градус напряжения вокруг нужной темы.

Ссылаются на анонимные источники. Манипуляторы пользуются утечками информации - как правдивыми, так и выдуманными. Делается это для того, чтобы придать некоторым утверждениям более высокую достоверность: утечки раскрывают информацию, якобы доступную единицам, что вовлекает человека в происходящее. Тем более что люди зачастую не верят заявлениям официальных лиц и во всём ищут скрытый смысл.

Дают высказаться экспертам. В глазах обычных читателей, слушателей и зрителей эксперты обладают доступом к особым, уникальным знаниям - кем бы эти эксперты ни были. Как и ссылка на утечку информации, это ещё один способ придать суждению более высокую достоверность.

Погружают в лёгкий транс. Звуковой и видеоряд могут усыплять сознание и открывать подсознание, из-за чего вы перестаёте воспринимать информацию критически. Это справедливо даже в том случае, если радио или телевизор работают лишь фоном.

Запугивают альтернативным сценарием. Иногда проще не выдумывать свои достоинства на пустом месте, а искать недостатки у противника. Получается частичная правда: «Да, сейчас всё не очень хорошо, но может быть ещё хуже». Это действенно, потому что большинство людей готовы довольствоваться малым - только совсем плохо не стало бы.

Почему манипулирование работает?

Человеку важно осознавать себя частью общества и сверяться с мнением большинства. Через СМИ можно навязать любую точку зрения под видом мнения большинства. Люди, которые придерживаются иного взгляда, побоятся высказаться, если решат, что с ними мало кто согласится - хотя на деле большинство может быть с ними согласно. Кроме того, человеку необходима система координат - он не может жить в неопределённости. Пресса создаёт иллюзию цельной картины мира и объясняет все события, не выходя за её рамки. Во всё, что этому не противоречит, охотно верят. Здесь возникает и почва для конспирологии: не все события легко объяснить стечением обстоятельств, мотивы людей не всегда прозрачны, поэтому проще свести всё к заговору.

Как не стать жертвой информационной войны?

Есть только одно идеальное противоядие - почти полностью изолировать себя от СМИ. Но в постиндустриальном обществе это возможно только в том случае, если вы станете отшельником. Тем, кто не готов к такой радикальной мере, пригодятся несколько советов, которые позволят сгладить влияние дезинформации и пропаганды до минимума:

Старайтесь читать, а не слушать или смотреть. Когда человек читает, он мыслит критичнее, и его не так просто ввести в заблуждение.

Помните приёмы манипулирования и подмечайте их в жизни. Как говорилось выше, если вы обнаружили манипулирование, то оно уже не сработало на вас.

Не доверяйте безусловно ни одному источнику. Если вы избежали пропаганды одной стороны, это не значит, что вы не станете жертвой пропаганды другой стороны: во время войны врут все.

Также помните, что информационные войны ведутся поэтапно. Поддерживать высокий градус напряжения долго не получается, а потому в самые напряжённые моменты войн разумно устраивать себе информационную диету. Например, уехать в отпуск или засесть за какой-нибудь сериал, книгу или видеоигру.

Валерий Соловей, профессор, заведующий кафедрой связей с общественностью МГИМО:

«Информационные войны могут вестись долго, в зависимости от продолжительности кризиса. Начинаться они могут внезапно, почти одномоментно, но чаще всего общество втягивают постепенно, по нарастающей. С академической точки зрения любая информационная война - это коммуникационная кампания высокой интенсивности, та же самая рекламная или PR-кампания. Чтобы избежать отрицательного влияния информационных войн на себе, лучше не смотреть телевизор, а читать новости и статьи. Это главная рекомендация. А все остальные, как ни странно, относятся к ментальной гигиене: 1) постараться не включаться в информационную ситуацию эмоционально, а то становишься её заложником; 2) всегда помнить, что за картинкой стоят страдания реальных людей; 3) ограничить время на просмотр новостей и новостных сайтов (скажем, 15-20 минут в день - этого вполне достаточно, чтобы быть в курсе событий); 4) ни в коем случае не жить политикой, а отдавать дань культуре (хотя бы походу в кино); 5) очень полезно и важно хотя бы 15-20 минут в день гулять (лучше в парке) - это снимает психоэмоциональное напряжение. Так что, видите, никаких секретов и тайн нет - мы все это хорошо знаем. Но, увы, не делаем».

Само выделение психологической войны сегодня не имеет смысла, поскольку в настоящее время любая война является психологической по своей сути. Все современные войны - это, в первую очередь, войны гуманитарных технологий. Непосредственные военные действия давно отошли на задний план и маячат недалеко в виде «большой дубинки» или «последнего аргумента». На первое место выдвинулись сражения за умы людей, за создание «правильного» общественного мнения, за контролирование информационных потоков. Как говорил американский генерал Дж. Шаликашвили: «Мы не побеждаем, пока CNN не сообщает о том, что мы побеждаем». В связи с этим уместно вспомнить тот факт, что бомбардировка американской авиацией Ливии в 1986 году была приурочена точно к началу вечерних информационных выпусков в США. «Миротворческие операции» последних лет изначально ставятся как телевизионные проекты. Они были бы не нужны, если бы они не могли быть показаны по телевидению.

Мы сами можем убедиться в этом, ежедневно слушая программы новостей. Современная война - это в первую очередь информационное шоу и строится она по канонам шоу-бизнеса. Невооруженным глазом видно, что освещение военных конфликтов в СМИ практически совпадает со стандартными сценариями голливудских боевиков: положительный главный герой, борющийся за правое дело; «плохие ребята», угрожающие всему цивилизованному миру. «Плохие» всегда начинают первыми (убийство, нападение, террористический акт, агрессия), но потом неизбежно проигрывают. Это важно, поскольку чувство мести - простой и эффективный способ направить ярость граждан в нужное русло. Должное внимание уделяется и спецэффектам, в качестве которых выступают авианосцы, самолеты-невидимки и высокоточные ракеты с лазерным наведением. Далее массовая аудитория наблюдает по CNN настоящий боевик, с названием в стиле «America Strikes Back», со свойственным всем action-фильмам нагнетанием страстей и с обязательным хэппи-эндом («Мы их победили!»).

Эффективность такого рода сценариев давно понял Голливуд, извлекающий миллиардные прибыли из фильмов, слепленных по одному образу и подобию. Относительно недавно это поняли и сильные мира сего - политики, военные, финансовые воротилы. Сергей Дацюк пишет: «Современные войны являются товаром. Они производятся, продаются, экспортируются, инвестируются. Существуют войны «под ключ» с заданными характеристиками. Например, разрушения должны быть такими-то, символическое содержание такое-то, пострадать от возмездия должны такие-то и т.п.»

Что можно почитать.

А теперь о грустном - о возможности получить конкретные знания. Во-первых, в этой области, как ни в какой другой, действует правило «предупрежден, значит защищен». Поэтому психологическое оружие куется тайно, подальше от глаз общественности. Обучение методам психологической войны обычно проводится в келейных условиях. Учат этому многие, но учат только «своих»: специальные учебные курсы существуют в спецслужбах, органах госуправления, в политических партиях и некоторых PR-агентствах. Страшно далеки они от народа...

Во-вторых, серьезных научных исследований по психологической войне как таковой на сегодняшний день очень мало. (К тому же, прикладные разработки и утвержденные на базе таких работ государственные документы обычно являются секретными.) Гораздо чаще отдельные методы и приемы психологической войны рассматриваются в контексте войны информационной - пресловутого «черного PR» или «войны компроматов». Еще меньше серьезных исследований публикуется в открытых источниках. А работы, изданные в России, вообще можно сосчитать на пальцах одной руки. У нас в большинстве случаев о психологической войне пишут люди, не имеющие о ней ни малейшего понятия. Поэтому основная масса изданий на эту тему - публицистика бульварного пошиба, написанная по принципу «Слышал звон...».

В-третьих, господствующие кланы всегда мешают работе по разоблачению «гипнотизеров», стараются не допускать массы к знанию доктрин и технологий манипуляции их сознанием.

В силу вышеназванных причин дать ответ на вопрос «Что почитать?» достаточно проблематично. Готовых учебников и монографий о психологической войне найти нельзя. Но по крупицам собрать необходимую информацию вполне возможно. Есть интересные статьи в некоторых журналах (список в конце очерка). Отдельные сведения о психологической войне можно почерпнуть в руководствах по PR и политическому консультированию, во множестве издающихся в России. Среди сонма подобной литературы можно отметить ряд книг, изданных Центром политического консультирования «Никколо М». Например, «Политическая реклама» Е. Егоровой-Гантман и К. Плешакова является настоящим путеводителем по политическим технологиям, в том числе и тем, которые традиционно относятся к сфере психологической войны.

Главный недостаток подобных книг - большое количество общих рассуждений и явное нежелание авторов делиться с широкой аудиторией своим, нередко богатым, практическим опытом. Чувствуется, что проблема «как бы так сказать, чтобы ничего не сказать» очень актуальна для людей, пишущих эти книги. К тому же дикая стоимость всех изданий, в названии которых фигурируют модные словосочетания «политические технологии», «черный PR», «психологическая война» и т.п., делает их недоступными для рядового читателя.

Еще существуют мемуары сотрудников спецслужб, в которых встречаются конкретные примеры «специальных мероприятий». Можно выделить следующие работы: «Третья мировая информационная война» В. Лисичкина и Л. Шелепина, «Информационная война против России» О. Гриневецкого, «Психологическая война» А. Морозова. Лучшей на сегодняшний день является «Манипуляция сознанием», написанная С. Кара-Мурзой - фундаментальный труд, в котором известный политолог показывает устройство всей машины манипуляции общественным сознанием. Прочитав его, вы узнаете, как социальные технологии становятся в наше время инструментом политического господства и социального угнетения. Нет смысла пересказывать содержание этой книги - каждый думающий человек обязан читать и перечитывать ее самостоятельно.
Вообще-то, как ни странно, по сегодняшний день лучшими остаются книги, изданные в СССР еще в 1970-е годы (с названиями типа «Грязный след ЦРУ», «По тылам психологической войны», «Против клеветы и домыслов» и т.п.). В предисловиях они представлялись как книги, разоблачающие методы буржуазной пропаганды, но были, по сути дела, учебными пособиями по психологической войне, поскольку давали довольно детальное описание этих методов. Знания из них почерпнули не только идеологические работники ЦК КПСС, но и сегодняшние крутые российские политтехнологи и «монстры черного пиара».

Чтобы убедиться в этом, достаточно прочесть эти книги, а потом внимательно понаблюдать за современными избирательными кампаниями и "войнами компроматов".

Полностью:  http://www.ruskolan.xpomo.com/tolpa/info_war.htm,   http://www.ruskolan.xpomo.com/tolpa/psih_war.htm

Психология, Психологическая_война, Сознание, Информационные войны, Книги

Previous post Next post
Up