Оригинал взят у
bersun2001 в
Чечня. Развитой феодализмОригинал взят у
maxfux в
Чечня. Развитой феодализм Недавно посетивший республику Чечня Ростислав Антонов делится с читателями «
Сибграда» своими путевыми заметками
Первое, что бросается в глаза при въезде в Чеченскую республику это огромное количество портретов отца и сына Кадыровых. Они смотрят на тебя с фасадов домов, со въездов в населенные пункты, из подворотен и с рекламных плакатов. Чуть меньше встречается портретов В.В. Путина. Поначалу это сильно забавляет, потом раздражает, а потом просто перестаешь это замечать. Многие чеченцы, с которыми мне довелось пообщаться, далеко не в восторге от такого количества Кадыровых на квадратный метр площади, но публично предпочитают не высказываться.
На въезде в столицу размещен огромный глобус, помимо надписи «Грозный - центр мира», глобус примечателен наличием двух Новых Зеландий, впрочем если тут действительно центр, то кого это может волновать?
Резиденция главы республики достойна отдельного описания. Полет фантазии чеченских архитекторов превратил ее в комплекс зданий частично окруженных рвом заполненным водой. Все это напоминает современное издание феодального замка, нежели резиденцию выборного лица. К ней не только нельзя подойти, но и снимать её запрещено. И это при том, что все в Грозном прекрасно знают где именно она находится, а в интернете полно фотографий, однако, фотографировать ее размещение относительно других объектов города запрещено.
Ислам
То что ты въезжаешь в исламскую республику чувствуется сразу после пересечения административной границы Чечни. Даже Дагестане установлены намного более светские порядки. Однако не смотря все это и внутри исламского общества идет жесткая конкуренция между суфизмом (традиционным для чеченцев) и радикальными течениями.
Радикализация ислама представляет собой серьезную проблему. Чтобы противостоять данной угрозе в Чечне действует исламский университет, проводятся конференции, ведется миссионерская работа. Все это приносит свои результаты. По количеству преступлений совершаемых исламистами республика уступила лидирующие позиции другим северокавказским регионам.
Фонд Ахмада Кадырова вкладывает значительные средства не только в пропаганду, но в строительство новых мечетей. Огромные комплексы с дорогой отделкой и позолотой отстроенные в последние годы, явно не соразмерны реальным запросам верующих.
Но даже на фоне этого великолепия особняком стоит мечеть в г. Аргун выглядящая как инопланетный корабль. Иноземного колорита добавляет арабская вязь идущая по всей крыше комплекса.
Русские
Ярким контрастом этому великолепию являет собой единственный Православный храм в Грозном. Потеки по стенам, обвалившаяся штукатурка, все это скрывается за более-менее сохраненным фасадом. У входя в Храм вооруженная охрана; контрактник из Самары, неторопливо проверяет всех входящих на наличие оружия и взрывчатых веществ. Поговорив с прихожанами я убедился, что это вполне оправдано.
- Раньше в Грозном жила интеллигенция, а теперь... много приехало необразованных людей из селений. Культуры им не хватает, - тихо говорит одна из прихожанок.
Могут и в окна плюнуть и покричать что-нибудь неприличное, да и батюшке что-нибудь высказать, когда он по городу в рясе ходит.
- Есть ли чеченцы среди прихожан?
Практически нет. Лишь несколько человек, которые переехали из Казахстана и долго жили среди русских. Местные своих в церковь не отпускают.
Я немного похожа на чеченку, - рассказывает молодая девушка, - так ко мне возле церкви подошла женщина и спросила, зачем в церковь хожу.
- Как вы здесь живете?
Более или менее. Самые страшные времена прошли, - рассказывает пожилой мужчина. Было время, когда нам говорили, чтобы мы убирались отсюда. Не ваша это земля, езжайте в Россию. Люди оставляли жилье и бежали кто-куда. Всякое было и с балконов людей выбрасывали, чтобы квартиру забрать. А куда я уеду, я же здесь родился, здесь свою жизнь прожили мои предки. Сейчас успокоилось, вроде молчат, вон какой город себе отстроили. Но я вот думаю, разве можно построить счастье, на несчастье других людей?
Всего русских в Грозном живет около полутора тысяч, большинство очень пожилые люди, многие не ходят. В церковь по воскресеньям приходит человек по 20, на праздники - несколько сотен. Помимо Грозного русские проживают в Наурском и Шелковском районах, всего их в республике согласно переписи не более 30 тысяч (скорее всего эти цифры завышены - РА), а в конце 80х численность русского населения Чечни достигала 300 тыс. человек.
Нельзя сказать, что власти не понимают всю глубину проблемы. В республике действует комиссия в задачи которой входит репатриация русского населения покинувшего территорию республики в 90е годы и выплатой им компенсаций, однако, пока ее деятельность не слишком успешна.
Чеченцы
Я вышел из церкви и направился в сторону проспекта Путина, по дороге размышляя о том как наладить диалог с чеченцами. Однако, русские настолько редки на улицах города, что прилагать усилий для этого не пришлось.
- В гостях здесь? Бизнесом каким занимаешься? - поинтересовался возникший из ниоткуда чеченец небритой наружности.
- Можешь что-то предложить?
- По долгам помогаем. По всем регионам. Вот есть у тебя, например, должник, звонишь мне, говоришь Анзор, помоги, и к тебе, в твоем регионе, подтянутся самые авторитетные люди. Работаем как с черными, так и с белыми.
- Воевал?
- За федералов, с бородатыми.
- Как здесь к русским относятся?
- Хорошо относятся. Никогда такого не было, чтобы чеченец у русского что-то отнял, там квартиру, машину. Всегда мы с русскими хорошо жили. Ты звони если что, посидим, поговорим обо всем, все тебе расскажу.
- Вы не корреспондент? - поинтересовался у меня пожилой мужчина в парке перед мечетью. Он привез внучку показать мечеть «Сердце Чечни» и пока она гуляла с матерью, ему по-стариковски хотелось с кем-нибудь пообщаться.
- Красиво у вас тут.
- Да, мы после войны намного лучше жить стали. А знаете почему? Мы добываем нефть, много нефти и всю нашу нефть забирает Россия. Разница в том, что до войны у нас в бюджете оставалось лишь 2% от добытой нефти, а теперь 33%. И вот, смотри какой результат, - он проводит рукой по сторонам. А если бы у нас все оставалось, жили бы как в Эмиратах.
- Вот откуда они могут знать такие подробности? - иронично улыбается главный специалист-эксперт Совета экономической и общественной безопасности администрации Главы и Правительства Чеченской республики Алихан Исраилов, отвечая на мой вопрос. - Может быть раньше республика и добывала нефть в промышленных объемах, но сейчас вся инфраструктура разрушена. Только восстанавливать начинаем. В начале город нужно было воссоздать.
Город и горожане
Город действительно производит впечатление. Широкие проспекты, чистые улицы, отсутствие пробок и мамы размеренно прогуливающиеся с детьми по проспекту Путина, проходящая через пл. Ахмата Кадырова.
Есть в городе и местные хипстеры, выглядящие скорее как ваххабиты, по какой-то неведомой причине пересевшие на велосипеды. Впрочем, носить бороды чеченцы начали еще тогда, когда это не было мейнстримом.
После войны, Грозный был перепланирован и создан практически с нуля. Так, на месте дудаевского дворца появилась мечеть «Сердце Чечни», а на месте старой гостиницы Чайка построен ультрасовременный Грозный-сити. Состоит он из гостиницы, бизнес-центра и нескольких жилых домов, в одном из которых расположена получившая скандальную известность квартира Жерара Депардье. На фоне малоэтажной застройки города комплекс выглядит чужеродным элементом.
Основная проблема нашего города, - рассказывает житель города Аслан, - в том, что город не заполнен жителями. Люди приезжают сюда днем, как на экскурсию, а вечером уезжают по своим селам. Работы здесь нет, а потому, нет смысла оставаться. До войны, население достигало, наверное тысяч 500, а сейчас, даже сложно сказать сколько.
И, действительно, к вечеру, город стал стремительно пустеть. Прогулка по ночному Грозному особого удовольствия не доставляет. Улицы освещены слабо, все закрыто. Город и в дневное время не сильно приветливый, а в ночное время выглядит совсем недружелюбно. Одиноко бредущее «лицо славянской национальности» вызывает широкий общественный резонанс. Некоторые машины останавливаются чтобы лучше рассмотреть это диковинное явление.
Отдельно стоит отметить, что гулять можно далеко не везде. Например, если вы захотите в вечернее посетить время монумент посвященный героям Великой Отечественной Войны, где теперь разместился музей Ахмада Кадырова, вас ждет разочарование в виде нескольких вооруженных сотрудников непонятного подразделения.
Также, будет огорчен любитель алкогольных напитков. Для того чтобы выпить, чеченцам приходится ездить в соседний Дагестан.
Отдельно стоит отметить значительное количество вооруженных гражданских лиц на улицах города.
В гостинице, где я остановился, часть этажа занимал местный спортивный клуб «Edelweiss» а другую часть номеров занимали постояльцы больше похожие на участников незаконных вооруженных формирований, недавно перебравшихся на зимние квартиры. Впрочем, беспокойства они не доставляли.
Больше раздражало другое... В общем, тем, кто не любит лезгинку, в Грозный лучше не ездить. Закрытые окна гостиничного номера от погружения в древнюю автохтонную культуру вас не спасут. Мое личное знакомство с музыкальными традициями чеченского народа продолжалось примерно до 4х часов утра.
Чеченская кухня довольно проста, но вместе с тем, все готовится очень вкусно и сытно. На порциях не экономят, а по цене не жадничают. В большинстве случаев это семейный бизнес. Сотрудники и хозяева кафе, не избалованные вниманием туристов, с удовольствием рассказывают о своих фирменных блюдах и стараются произвести хорошее впечатление.
Большинство чеченок, которых вы встретите на улице, облачено в мусульманскую одежду, однако они слабо соответствуют образу «покорной мусульманской жены». Те, из них, с кем я общался контактны, доброжелательны, но и за словом в карман не полезут.
Чечня и Россия
Чувства от времени проведенном в республике смешанные. С одной стороны, в Грозном относительно безопасно. Но при этом город, когда-то основанный войсками генерала Ермолова и где проходил службу Михаил Лермонтов, стал для русского человека абсолютно чужим. Власти Чечни сделали очень много, однако не смотря на все усилия, память о прошедшей войне еще слишком свежа и пропасть между чеченцами и русскими никуда не исчезла. Раны лишь слегка зарубцевались.
Республиканская власть утверждает, что Чечня это обычный регион России, однако, безусловно, таковым он не является. В республике формируется моноэтническое и монокультурное общество с жесткой авторитарной властью. Общество, где русские и другие народы, не имеют значимой перспективы ни во власти, ни в бизнесе. В настоящий момент главным связующим звеном Чечни и Российской Федерации являются лишь федеральные трансферты полноводным потоком наполняющие бюджет республики, а в культурном смысле нас по прежнему разделяет пропасть.
Если стоит задача в максимально короткие сроки подготовить республику к независимости, то федеральная власть идет в верном направлении. Если же планируется сохранить страну в ее прежних границах и укрепить позиции федерального центра, то подобное положение вещей недопустимо.
В этом случае нужна последовательная работа по интеграции Чечни в единое русское цивилизационное и культурное пространство. Республика остро нуждается в серьезных, а в чем-то и революционны изменениях во всех сферах жизни, начиная с системы госуправления и заканчивая менталитетом жителей республики. И начинать нужно с восстановления исторической справедливости по отношению к тем, кто вынужденно покинул эту республику в 90е годы. Все они, либо их родственники и потомки, должны получить утраченное имущество и компенсацию за нанесенный моральный и физический вред.
Помимо этого, всем, кто пожелает вернуться в республику должны быть гарантированы безопасность, работа и достойные условия жизни. И в этом вопросе, гарантий Рамзана Кадырова недостаточно. Надежно защитить свои права репатрианты смогут лишь в том случае, если получат полноценное представительство в органах государственной власти, полиции, а также в парламенте республики.
Необходимо гарантировать поддержку всем традиционным религиозным конфессиям и прежде всего Православию. Школьники республики должны знать и уважать культуру и традиции народов нашей страны и прежде всего русского народа.
Сделать это непросто, но только в этом случае мы сможем наконец перевернуть трагическую страницу русско-чеченских отношений и открыть дорогу в будущее без войн и конфликтов.