САРАТОВСКИЕ ДИПЛОМНИКИ. СаТИ и драма

Oct 10, 2024 14:10



САРАФАНОВ И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ
Мало какие театры играют в разгаре лета, но студентам не до отдыха: надо набирать сценический опыт в дипломных спектаклях. Интересно получается, когда они на сцене встречаются с мастерами. Нелегко для такой культовой пьесы, как «Старший сын» Александра Вампилова найти главного героя. Когда Юрий КУДИНОВ, хороший артист и режиссер, мастер курса Саратовского театрального института, задумал поставить Вампилова на сцене Саратовского театра драмы имени И.А. Слонова, он уже знал, кто исполнит роль Сарафанова. «Взрослый» актер ОЛЕГ МОРОЗОВ, ученик легендарного АЛЕКСАНДРА ГАЛКО. Морозов когда-то играл в драмтеатре. Саратовцы помнят его наглого лакея Яшу в чеховском «Вишневом саде». Он, а не Лопахин с его слишком «тонкой, нежной душой» чувствовал себя «хозяином жизни». Еще в студенческие годы Морозов получает премию областного театрального фестиваля. Потом он служит в московских театрах - «Модернъ» и «На Покровке», много снимается, переиграв роли от царского адмирала до агента ЦРУ. И вдруг, после 20 лет съемок, решает вернуться в родной город, в свой театр. Олег убежден, что два часа на сцене дарят ему такое актерское счастье, которое сравнить не с чем. Сыграл в спектакле Саратовской драмы «Мы живем в чудесное время, Оля» по пьесе Юлии Вороновой сорокалетнего Женю, ироничного, умного, очень настоящего, хотя он лишь «воспоминание». И получил «Золотого Арлекина» областного театрального фестиваля. Пронзил нас «узнаванием» своего героя в «Кроткой» по Достоевскому. Спектакль и ставили на Морозова, «нервический» тип актера, с горящими темными глазами и чуткими длинными пальцами. Гордость, доведенная до состояния болезни, - роль с таким «диагнозом» сложнейшая для артиста. Герой Морозова рассказывал свою историю беспокойно, недоверчиво, зло, неровно, изо всех сил пытаясь сдерживаться. Понятно, что и Сарафанов у Морозова с «некой сумасшедшинкой. Негодует, кричит, носится - и тут же обнимается со слезами, с блаженной улыбкой. В высший миг торжества, прижимая к себе кларнет, с голой грудью выбежит из дома под ночной холодный ветер. Весь мир должен услышать его музыку!.. Совсем не умеет скрывать свои чувства, но и сердиться долго не может. За это, верно, и любят «непутевого» отца взрослые дети, и привязывается, вопреки своей воле, симпатичный, кудрявый, поначалу очень колючий Бусыгин (Марк Данилов). И остальные персонажи здесь с «повышенным градусом». Нина (Маргарита Медведева) в спектакле - очень своя, домашняя, в простом платьице, с забранными назад волосами. А снимет поясок, наденет каблуки, распустит волосы и волшебно преобразится. В последней сцене, когда жених гордо удалился, отец собрался невесть куда, брат поджигает дом и соперника, героиня плачет от отчаяния и какой-то шальной радости одновременно, слезы просто хлещут из ее глаз. Была бы «нормальной», осталась бы в этом «сумасшедшем доме»? Спектакль идет на Малой сцене Саратовской драмы. Металлическая песочница и шведская стенка с двух сторон очерчивают границы двора. На рабочих окраинах такие площадки сваривали из обрезков труб, собирали из старых шин. В центре - подъезд хрущевки и домик секретаря суда Макарской, на крышу которого так удобно запрыгивать. Актеры еще очень молоды, полны энергии, часто обегают вокруг дома, «выпуская пары», то и дело лезут на крышу. Каждая сцена начинается проходками героев через весь двор. Они много жестикулируют, кричат - порой чуть громче, чем нужно. Но это позволяет им существовать в одном сердечном ритме с Сарафановым-Морозовым. Истово и распахнуто-открыто. Как уже не дети, но и не совсем взрослые. Одна Макарская (Александра Раку) как из другого мира. Эффектная, высокая, в узкой, затянутой юбке, на острых шпильках, она будто вся собрана из углов. Обаятельному Васеньке (Алексей Курбасов) куда больше подходит его alter ego, придуманное режиссером. Рыжая, неказистая, безмолвная одноклассница следует за ним, как тень (Анна Игнатьева). С готовностью принесет розу, голубя, спички - всё, что нужно для его быстро меняющихся планов. Охотно поможет запалить дом, с таким же чумазым, как у него, лицом, прибежит с пожара и встанет рядом скалой - в обиду не дам! Что позволяет надеяться: вытащит Васеньку из лапок секретаря суда, слишком «гламурной» для мальчишки. Пьеса написана в 1967 году, но художник Ольга Герр (Санкт-Петербург) воссоздает мир конца 50-х годов, с прирученными дворовыми голубями, обязательными кепками и клетчатыми пиджаками. С песнями, которые знали все и каждый. Нам сумели азартно и вместе с тем тепло рассказать историю наших родителей, показать их любовь и нелюбовь, разные невзгоды и настоящее счастье, у которого очень простое имя - Свой Дом. И хотя в нем везде спрятаны бутылки, даже за батареей и в музыкальном футляре, а выпивки куда больше, чем закуски, это все равно очень теплый дом, с буфетами, вязаными скатерками, с семейными альбомами. Дом, открытый всем, кто пришел сюда с чистым сердцем. Обида на гипотетического отца улетучивается здесь у студента Бусыгина очень быстро, уступая чувству привязанности к «верящему каждому слову» Сарафанову, ко всей его нелепой семейке. Вампилов несколько раз менял первоначальный замысел, Сарафанов был у него то полковником в отставке, то настройщиком музыкальных инструментов (подзаголовок «Свидание в предместье» отсылает к прежнему названию). Менялся и молодой герой: от «озлобленного нонкформиста» до обычного студента, который не прочь приударить за девушками. Таких острословов было полно на улицах больших городов. Сильве (Павел Кангин) лучше всего даются сцены ухаживания за дамами. Когда, «сдав друга», он уходит в обрывках брюк, никому его даже не жалко. Слезы и смех в последней мизансцене - это слезы и смех своих со своими. И символичный хоровод в финале, где после дружеских объятий все густо вымазаны сажей. Экзамен сосуществования с актером такого уровня достоверности, как Морозов, ребята выдержали. «Они трогательные,              трепетные, пылкие…» - любовно отзывается актер о своих юных партнерах.
                                                                                                                                                                                                       Ирина КРАЙНОВА,
 

(Российский театральный журнал СТРАСТНОЙ БУЛЬВАР, 10 /2024 
Previous post
Up