МОС-САРТ. Москва Булгакова и Высоцкого

Sep 05, 2024 17:54



ОНИ КРИЧАЛИ: «РАСПНИ!»
Через пять дней после  радостной встречи Его в Иерусалиме.Не «казни», а «распни». Чернь переменчива в своих настроениях, а в руках невидимых кукловодов она страшная сила. Сколько читано-перечитано, смотрено-пересмотрено  о казни Иисуса и его романного варианта(не копии!)… И  надо  ж было после всех инсценировок и экранизаций попасть   нам на архангельскую театральную  версию «Мастера и Маргариты», чтобы прочувствовать  эту  историю , как первый раз  - глубоко и сильно.
Бесконечная, уходящая ввысь широкая лестница.  По ней толпа гонит несущего тяжелую  перекладину  Иешуа.Он идет не прямо,  а  под тяжестью  ноши зигзагами,  неотступно  поднимаясь по ступеням к  столбу Смерти. Его преследуют крики, проклятия, сжатые кулаки, по пятам следуют  фигуры: «Распни его, распни!..» Сцена  мощно решена  пластически. Только музыка ,беспокойная, тревожащая,   направляет движение черни,   то и дело амирающей в  монументально скульптурные  группы (балетмейстер  Александр Любашин, композитор Леонид Лещев). Лишь незабвенный Фауст Латенас, верный спутник Туминаса  по театральным делам, был способен  написать  что-то в том же  духе или  даже  лучше этой  пронизывающей мелодии.
Спектакль Архангельского театра драмы им Ломоносова обозначен  главрежем и  сценографом Андреем Тимошенко как  трагикомический фарс. Много здесь будет смешного, фарсового и -  вовсе  не смешного.  Как рубиновая кремлевская  звезда, на которой преспокойно восседает всякая нечисть. И  откровенно жуткая голова Берлиоза, поданная  как блюдо членам МАССОЛИТА (отдает  все же дурновкусием). Но много и  молодости, дерзости, здорового юмора, как этот  образ  трамвая, собранного из пластической группы вооруженных  молотами комсомолок в красных косынках. И распустеха Аннушка, собирающая пустую тару по зрительному залу. Она вездесуща,  как бывает  вездесуща пошлость и глупость. И хоронить зарезанного ею Берлиоза первой побежит,  менять свое тряпье на заграничные шмотки - тоже  она   первая доброволица. А чужие «камешки» быстренько оприходует.
Мир пародийный, сатирический  здесь  густо населен , и  щедро  отведено ему время. Мир лирический дан пунктирно и  оттого  больше запоминается. Красивой сценой  дождя из белых роз взамен  «отвратительных» желтых цветов. Выросшими внезапно  остриями финок,  символизирующих «выскочившую» перед ними  любовь. Но что  поделаешь:  ни верная  страдалица  Маргарита, ни фарсовая свита Князя тьмы, ни сам он,такой  приглаженный (жидковат  против нашего невозмутимого и всесильного Александра Галко!),  не  очень  на меня действуют. Посыл режиссера  очевиден: наш  мир гниет заживо,   -нет в нем уже ни  любви, ни веры (кроме Маргаритиной, конечно).
А вот «исторические» эпизоды с  властным Понтием Пилатом (Иван Братушев), мягким Иешуа (Петр Куртов) ,   коварным Каифой (Александр Дубинин) до сих пор   стоят перед глазами.  Многие актеры сыграли  по  несколько ролей, но особенно сильны они  именно  в «исторической» части.  Честь и хвала театру, который после великого любимовского Булгакова, после всех значительных  версий его, решился показать в столице свой вариант, очень,  кстати,  достойный. Тимошенко привез из Архангельска и  эпопею Маркеса, и роман Пастернака. Пожалуй, только Евгений Каменькович отличается такой  любовью к  большой  прозе.
Второй мой театральный день начался с Алисы Кэрролла ( в нашем дворе  она уже выпила «уменьшающий» пузырек), лежал мимо магазинчика с совершенно зарывшейся в цветах дамой, и  на электробусе -  прямиком в театр Марка Розовского, где уже 35 лет идет неоконченная повесть Высоцкого «Роман о девочках». Был своего  рода юбилей спектакля, букеты дарили не  только главным  героям, но  всем-всем-всем.
Марк Григорьевич поставил его через год после публикации, сделав  свою инсценировку. У  него несколько иной финал истории валютной проститутки и  уголовника, начинавшейся еще в  юности и  не без дворовой романтики.   Тамара (Виктория Корлякова) в конце выгоняет  Кольку Коллегу (Сергей Шолох)  не потому ,что есть  у нее Кулешов (Денис Юченков) и  ей с ним сейчас "плохо", а потому ,что у Кулешова  уже новая девочка и это ,видимо, серьезно.И ей совсем паршиво. Тут уже возникают ассоциации с последней юной любовью Высоцкого, образ актера-песенника списан   в какой-то степени и с него.
И   судьба многострадальной Томки, дворовой красавицы,  вначале вполне благополучной, но докатившейся  до  подножья социальной лестницы, становится еще трагичнее. Зловещий образ отца-тюремщика (мастерски сыгранный Андреем Молотковым),  пассивное равнодушие забитой  им матери (Маргарита Рассказова), воинствующая  ненависть "класснухи" (Ольга Лебедева) - наверное, зависть к ее красоте , арест смелого и горячего  Кольки, который  один  только ее и любил ,а, может,   и  тоска   по  сильным  мужским рукам  - общая бабья тоска! - толкнули ее в омут беспорядочных связей.
Окружение Кольки Святенко,  послевоенная  среда безотцовщины, второгодничества, ворованных голубей, когда  от шалостей  подворотен шпана шагала прямо  в тюремные коридоры, нам  хорошо знакома (я еще застала такую в школе маленького среднеазиатского городка, отстававшего  от столицы лет на десять). Кого тут винить? Войну, разруху,  власти? «Безвременье вливало водку в нас».
Очень сильные актерские работы,  символична общая декорация  (художник Михаил Яхилевич), где решетка балконная  переходит  в  тюремую.Песни  Высоцкого, исполняемые часто, стремительно и напористо,  -   такой же участник действия, его  важнейший герой.  Не стареет  любимый бард, не старится его поэзия, так же бьет  под дых  его зазубренная  проза.
                                                                                                      Ирина Крайнова, фото  с сайтов


Previous post Next post
Up