МОС-САРТ. Высоцкий в Дубне

Jul 29, 2024 14:19



ОН, КОНЕЧНО, БЫЛ ЗОЛ, НО ВЕСЕЛОЮ ЗЛОСТЬЮ...
60 лет назад    знаменитая Таганка могла  открыться не  в Москве, а  в Дубне. Ученые-физики  увидели дипломников Любимова в «Добром человеке из Сезуана» и предложили  им   создать театр в  наукограде. Если б Юрий Петрович  не получил в свое ведение малоизвестный  московский театр драмы и комедии, так  бы, наверное, и случилось.
Сей факт напомнила нам директор Таганки Ирина АПЕКСИМОВА, открывая в Дубне 61-й сезон театра-легенды. Такой  вот царский подарок на День  города: привезли спектакль «Беги, Алиса, беги!» по мотивам культовой книги Кэрролла, обладатель Золотой маски, и показали его не в ДК Мир, где столько лет пел великий бард, а по соседству, среди сосен    Молодежной поляны. Таганка возрождает многолетнюю дружбу между «физиками» и «лириками».  Это случилось 26 июля, на другой день  после смерти поэта  ( ведь умер  он 25 июля, в разгар  такого же жаркого  лета 1980 года). Спектакль  с текстами песен Высоцкого   поставлен к 80-летию со дня его рождения
За несколько часов  оборудовали сцену, установили аппаратуру, расставили  зрительские  кресла. Много  мест для сотрудников ОИЯИ (атомщики, конечно,  герои вечера!), но и амфитеатром  разложили немало стульев. Довольно поздно доехав из  другого места ( с органного концерта), я спокойно   заняла стульчик,  еще  и выбирала, где именно  его поставить.
Минут через 20 все было занято, люди стеной стояли за спиной,  окружили и  все  подступы к  поляне. Никакой  ДК  не вместил  бы всех желающих  увидеть спектакль!
Наше поколение слишком хорошо помнит пластинки с радиосказкой Герасимова  и песнями Высоцкого (их там почти 40!)  из «Алисы в стране чудес». Это было  полное погружение в парадоксальный мир писателя-математика, удивительная музыка, изумительные тексты  -  про антиподов, живущих вниз головой,  про бегущего на месте Белого Кролика,  про тупицу Мэри-Энн, в которую чуть  не превратилась  бедная Алиса. Немного раздражал голос самой  Алисы, не всегда разборчивый и  писклявый. Но Высоцкий и его  друг Всеволод Абдулов играли и пели великолепно.  Пластинки были дома  из  самых  любимых, наряду с  «Балладой  о королевском бутерброде» в исполнении Юрского.
Новое время - новые песни. Новая Таганка сохранила песенный текст  Высоцкого. И двигаются они все в ансамбле легко и пластично.  И ростовые куклы здесь зрелищны (как раз  художница спектакля Мария Трегубова получила Золотую маску),  и сценических эффектов полным-полно. Просто виртуозно играют размерами и объемами. Особо  бы выделила  обещанный в афише стробоскопический эффект - зрительную иллюзию. Мало авторам четыре Алис на сцене (  это  она так расщепилась  на неравные части, с нарастанием возраста и габаритов),множество их на заднике, и тянется гигантская Алисина  рука откуда-то сверху. Родители - облака,  чашки- гиганты для Мартовского Зайца - чего  только нет. «Качающее зрелище с танцами», как обозначили жанр постановщики, очень  точно отвечает увиденному.
Сохранив  слова Высоцкого, режиссер Максим Диденко поставил
спектакль с «переаранжировкой» Ивана Кушнира.  Да, музыка была здесь сложная, пришлось Владимиру Семеновичу самому  исполнять некоторые песни. Но какой текст, такая и музыка, под стать «офигизмам» Льюиса Кэрролла. Сейчас  же - «наиболее уязвимый элемент спектакля - музыка», - это музыкальный критик написал. Монотонная, часто невыразительная, порой заглушающая  блистательную игру слов.
Да и  «прозаическая часть», переписанная  наново, с Черной Алисой и Королевой червей, жутковатым Котом без улыбки и  запуганным в конец Кроликом, выглядит стильно, готично, но как-то одномерно, на «злобу  дня», без  философских подтекстов прежней версии. А уж когда с «головой Святогора-богатыря» выходит артист под Высоцкого… тогда ой. «Беги, Алиса, беги!»… Беги, девочка, скорей отсюда  -никогда еще заголовок  так точно  не отвечал главному посылу действа. « Он, конечно, был зол, но веселою злостью», - между прочим,  пел  о Высоцком Александр Градский.
В этой Стране чудес все  слишком страшно, а   «странная» страна, куда героиня возвращается,  и того пуще… «Перед королем  падайте ниц, в слякоть и грязь, все равно». Это  где уже? Там  или здесь?..
Спектакль ладно скроен, динамично сыгран,  да и вообще - «дареному коню»… Но если бы постановщики так  не пытались угнаться за модными течениями, а поставили бы  спектакль по Герасимову с музыкой того, кто прославил  и  это место, и этот театр, выиграли  бы все.
«Я страшно скучаю, я просто без сил», - пела Алиса  в старой версии. Нет, скучно  точно  не было, а  внезапный салют  прямо  над  нашими головами после  финала  растормошил бы и самого   равнодушного  зрителя. Спасибо, Таганка!
                                                                                               Ирина Крайнова, фото с сайтов


Previous post Next post
Up