ОН, КОНЕЧНО, БЫЛ ЗОЛ, НО ВЕСЕЛОЮ ЗЛОСТЬЮ...
60 лет назад знаменитая Таганка могла открыться не в Москве, а в Дубне. Ученые-физики увидели дипломников Любимова в «Добром человеке из Сезуана» и предложили им создать театр в наукограде. Если б Юрий Петрович не получил в свое ведение малоизвестный московский театр драмы и комедии, так бы, наверное, и случилось.
Сей факт напомнила нам директор Таганки Ирина АПЕКСИМОВА, открывая в Дубне 61-й сезон театра-легенды. Такой вот царский подарок на День города: привезли спектакль «Беги, Алиса, беги!» по мотивам культовой книги Кэрролла, обладатель Золотой маски, и показали его не в ДК Мир, где столько лет пел великий бард, а по соседству, среди сосен Молодежной поляны. Таганка возрождает многолетнюю дружбу между «физиками» и «лириками». Это случилось 26 июля, на другой день после смерти поэта ( ведь умер он 25 июля, в разгар такого же жаркого лета 1980 года). Спектакль с текстами песен Высоцкого поставлен к 80-летию со дня его рождения
За несколько часов оборудовали сцену, установили аппаратуру, расставили зрительские кресла. Много мест для сотрудников ОИЯИ (атомщики, конечно, герои вечера!), но и амфитеатром разложили немало стульев. Довольно поздно доехав из другого места ( с органного концерта), я спокойно заняла стульчик, еще и выбирала, где именно его поставить.
Минут через 20 все было занято, люди стеной стояли за спиной, окружили и все подступы к поляне. Никакой ДК не вместил бы всех желающих увидеть спектакль!
Наше поколение слишком хорошо помнит пластинки с радиосказкой Герасимова и песнями Высоцкого (их там почти 40!) из «Алисы в стране чудес». Это было полное погружение в парадоксальный мир писателя-математика, удивительная музыка, изумительные тексты - про антиподов, живущих вниз головой, про бегущего на месте Белого Кролика, про тупицу Мэри-Энн, в которую чуть не превратилась бедная Алиса. Немного раздражал голос самой Алисы, не всегда разборчивый и писклявый. Но Высоцкий и его друг Всеволод Абдулов играли и пели великолепно. Пластинки были дома из самых любимых, наряду с «Балладой о королевском бутерброде» в исполнении Юрского.
Новое время - новые песни. Новая Таганка сохранила песенный текст Высоцкого. И двигаются они все в ансамбле легко и пластично. И ростовые куклы здесь зрелищны (как раз художница спектакля Мария Трегубова получила Золотую маску), и сценических эффектов полным-полно. Просто виртуозно играют размерами и объемами. Особо бы выделила обещанный в афише стробоскопический эффект - зрительную иллюзию. Мало авторам четыре Алис на сцене ( это она так расщепилась на неравные части, с нарастанием возраста и габаритов),множество их на заднике, и тянется гигантская Алисина рука откуда-то сверху. Родители - облака, чашки- гиганты для Мартовского Зайца - чего только нет. «Качающее зрелище с танцами», как обозначили жанр постановщики, очень точно отвечает увиденному.
Сохранив слова Высоцкого, режиссер Максим Диденко поставил
спектакль с «переаранжировкой» Ивана Кушнира. Да, музыка была здесь сложная, пришлось Владимиру Семеновичу самому исполнять некоторые песни. Но какой текст, такая и музыка, под стать «офигизмам» Льюиса Кэрролла. Сейчас же - «наиболее уязвимый элемент спектакля - музыка», - это музыкальный критик написал. Монотонная, часто невыразительная, порой заглушающая блистательную игру слов.
Да и «прозаическая часть», переписанная наново, с Черной Алисой и Королевой червей, жутковатым Котом без улыбки и запуганным в конец Кроликом, выглядит стильно, готично, но как-то одномерно, на «злобу дня», без философских подтекстов прежней версии. А уж когда с «головой Святогора-богатыря» выходит артист под Высоцкого… тогда ой. «Беги, Алиса, беги!»… Беги, девочка, скорей отсюда -никогда еще заголовок так точно не отвечал главному посылу действа. « Он, конечно, был зол, но веселою злостью», - между прочим, пел о Высоцком Александр Градский.
В этой Стране чудес все слишком страшно, а «странная» страна, куда героиня возвращается, и того пуще… «Перед королем падайте ниц, в слякоть и грязь, все равно». Это где уже? Там или здесь?..
Спектакль ладно скроен, динамично сыгран, да и вообще - «дареному коню»… Но если бы постановщики так не пытались угнаться за модными течениями, а поставили бы спектакль по Герасимову с музыкой того, кто прославил и это место, и этот театр, выиграли бы все.
«Я страшно скучаю, я просто без сил», - пела Алиса в старой версии. Нет, скучно точно не было, а внезапный салют прямо над нашими головами после финала растормошил бы и самого равнодушного зрителя. Спасибо, Таганка!
Ирина Крайнова, фото с сайтов