Вспоминая Пушкина

Jun 06, 2023 21:07

Есть имена, как солнце! Имена -
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном, в любые времена!
Игорь Северянин, 1926



Именно от Пушкина ведёт отсчёт наш современный литературный русский язык. Но, как ни крути, а понятным нынешним современникам этот язык становится всё сложнее.
Если старшему поколению (я о детях) были известны многие слова и словосочетания из пушкинской поэзии, то сегодняшним школьникам вряд ли, ибо исчезли из обихода и слова, и предметы быта пушкинской эпохи.

Мне кажется, что, если не объяснять детям значение многих слов в стихах Пушкина, то они будут заучивать их, как и стихи на иностранном языке. Вот что нашла в интернете по этому поводу. Прочитанное  рассмешило до слёз, но и огорчило не менее:
Как  русские, российские, но уже современные дети порой буквально понимают  русский язык? Однажды первоклашкам предложили на уроке чтения нарисовать иллюстрацию к стихотворению Пушкина:

Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе теплом, в кушачке...
И вот, что получилось у детишек. Начнем с того, что самыми "понятными" словами этого четверостишья оказались "тулуп" и "кушачок".
Кибитка была изображена в виде летательного объекта. Почему? Ну, как же, русским ведь языком сказано - "летит". Значит, летит! Причем у некоторых детей аппарат этот имел кубическую форму. Видимо из-за созвучия слов "кибитка" и "куб". И вот летит по небу эдакая ки(у)битка и что делает?
Правильно - взрывает. Кого? Бразды пушистые. Что же такое бразды? Видимо если пушистые, следовательно, звери такие. Однако что за название непонятное "бразды", что за звери?
А нормальные такие звери. Инопланетные. Нечто среднее по внешнему виду между бобрами и дроздами.

И вот вполне уже понятная картина получается:  летит кубической формы серьезный такой космический летательный аппарат, из которого на бедных пушистых мутантов-браздов сыплются градом снаряды и бомбы, разнося инопланетную живность в клочья.
А рядом, неподалеку от этого безобразия, сидит некая загадочная личность и спокойно так за всем этим геноцидом наблюдает. Это ямщик. Причем изображен он, сидяшим на обруче (облучок - обручок, почти совсем одно и то же) в кожухе и с лопатой в руках. Что такое кожух? Ну это косоворотка кожаная такая... Почему с лопатой? Ну, как же? Он же ямщик, чем же еще ему ямы копать? Сидит он на обруче, значит, с лопатой, на краю огромной ямы, которую успел уже благополучно выкопать. Спросите, зачем выкопал? Понятно, зачем - браздов хоронить!
Логично? Логично. М-да…

Еще лет десять назад трудно было себе представить человека, который не знал бы великого поэта и не был бы знаком с его творчеством. Сейчас это очень даже можно представить. Ведь Александр Сергеевич не Человек-Паук и не Черепашка-Ниндзя, поэтому в мультиках он не мелькает и в комиксах про него нет ни одного слова, ни одной картинки.
Спасибо школьной программе, ведь в ее рамках современный российский школьник хоть как-то знакомится с его произведениями. И бывает, что нравится.

В целях поддержания равноправия всех шести официальных языков ООН ввела День День английского языка- 23 апреля, французского - 20 марта, русского - 6 июня, испанского - 12 октября, арабского - 18 декабря, китайского - 20 апреля.
Русский язык по степени распространенности пока еще занимает четвертое место в мире. Лидирует китайский - 1,35 млрд человек, английский - свыше 650 млн, испанский - более 330 млн.
Предполагается, что через 10 лет число знающих русский язык может сократиться до 212 млн человек, и его опередят французский, хинди, арабский.
Русский язык теряет свои позиции по распространенности в мире... Творческое наследие великого поэта может спасти только то, что его предком был «арап» Ганнибал. А значит, в африканских школах его не забудут...

Страна моя, Праздники

Previous post Next post
Up