Почти 3000 москвичей и гостей города с зажженными свечами, символизирующими память о безвинно погибших, 30.10.1989 г. сомкнули «живой круг» вокруг здания КГБ СССР, а затем двинулись на Пушкинскую площадь для проведения митинга. Именно эта дата и стала Днём памяти жертв политических репрессий...
Сибирь и Красноярский край стали местом ссылки политических заключённых. Около полутора сотен тысяч из них были расстреляны именно здесь. В Красноярском крае живут не только потомки ссыльных - до сих пор живы и непосредственные свидетели той эпохи.
Свято-Никольский храм-памятник жертвам репрессий в Красноярске был построен именно на месте пересыльного пункта: тут проходил знаменитый Сибирский кандальный путь...
Интересные факты:
Всем знакома фотография Сталина и сидящей у него на руках девочки («Сталин и Геля»). Родители этой девочки (Гели Маркизовой) попали в число репрессированных. Отца расстреляли, а мать и дочь были сосланы в ссылку. После этого на всех произведениях, в коих была эта фотография, были заменена подпись, и вместо привычной появилась: «Сталин и Мамлакат». Также была придумана и история этой пионерки - Мамлакат Наханговой.
В 1918 году под репрессию попали 3000 священнослужителей. Все они были расстреляны.
В период с 1938 по 1941 гг. было расстреляно более 35000 человек из 38900 репрессированных.
Ряды Советской Армии также подверглись «чистке». Политически неблагонадежными были признаны около 45% командного состава войск.
Отрезок времени с 1937 по 1938 год стал самым кровопролитным в истории государства. Согласно официальной статистике, было арестовано более 1,5 миллиона человек; 1,3 миллиона осуждены органами, не являющимися судебными , и почти 700 тысяч подвергнуты расстрелу.
5 июля 1937 года Политбюро приняло решение, что жены и дети «врагов народа» тоже должны быть «наказаны». Жен арестовывали и направляли в лагеря минимальным сроком на 5 лет, а детей отправляли в лагеря-колонии НКВД либо в детские дома особого режима.
P.S. Не прошли бесследно эти годы и для нашей семьи. Старшее поколение, будучи "из бывших", считалось "неблагонадёжным", но об этом я знаю слишком мало. Разве только то, что "выспались" власти на папиной сестре, которая, имея золотую медаль, не была принята в медицинский институт, а у второй сестры муж-офицер не был принят в военную Академию... В семье не принято было говорить об этом, пока я была несмышлёным ребёнком, а позднее - некому стало и рассказывать...