леса и реки

Nov 19, 2010 18:40


В октябре, когда мы заезжали в Воскресенское на Ветлуге, глядя из беседки на крыше дома лесопромышленника Беляева на странно далекую  Ветлугу, я задумалась о том, что же происходит с этой рекой.  В музее стоит макет сплавного судна-беляны. Это целый плавучий остров. Смотрите. Такие беляны собирались здесь, в районе Воскресенского, и выше по Ветлуге,  из срубленного леса. Они достигали 100 метров в длину, 25 метров в ширину, высота-5 метров и больше. Грузоподъёмность - от 9 до 13 тысяч тонн. Беляны   ходили по Ветлуге в начале 20 века.

А еще 15 лет  назад здесь, исключая межень, ходил пароходик.  Сейчас поверить в это трудно. Беляев сейчас не мог бы наблюдать за строительством белян из своего окна. Идти от его дома до берега приходится минут 15. Ветлуга сейчас - практически обычная малая речка, неглубокая и вовсе не судоходная. Почему? И ведь не скажешь, что в этих краях нет лесов.

И вот на очередной экотусовке биолог Сергей Бакка буквально открыл присутствующим глаза. Информация нетривиальная. Приведу его рассказ как есть.

"Лес в возрасте от 20 до 60 лет работает, как интенсивный насос - пока растет. И говорить о водоохранных функциях 40-50-летнего леса несерьезно. Это не водоохранный лес, это убийца воды. Это настоящий насос, качающий воду. Керженец был судоходной рекой, пока там стояли леса в возрасте 200-300 лет. 200-300-500 лет назад по Керженцу струги ходили, сейчас байдарку приходится в августе волоком таскать по песочку. И основная площадь лесов у нас в области сейчас как раз нходится в возрасте 30-70 лет. Это насос, который уже убил большинство малых рек. Согласно лесным ведомственным подзаконным актам, водоохранные леса в возрасте старше 120 лет подлежат рубке обновления и переформирования. То есть их нельзя сплошняком срубить, но их надо из 120-летних превратить в 40-летние. Лес же не убивается! Водоохранные функции за ним на бумаге сохраняются! Но только из регулятора влажности - а лес к 100 годам становится регулятором влажности, в дождь воду аккумулирует, в сушь отдает, лес становится насосом. Но настоящий водоохранный лес не имеет права на жизнь, его следует уничтожать. Это лесные нормативы, вся практика лесного хозяйства в стране. Малые реки во многом убиты из-за этого".

экология, лес

Previous post Next post
Up