имя речки

Mar 25, 2009 14:26

...Когда мне было лет 11, никакой "проблемы малых городских речек" не существовало. В мозгах. Нижегородцев. Не существовало также в городе Горьком, как он тогда назывался, и самих "малых речек". Это были не малые речки - то, что текло неподалеку от наших пятиэтажек на Ванеева. То, что обнаруживалось в овраге под мостом, в окружении частных домов, и заборов, и свалок. Об этом, том, что текло в овраге, я не слышала от местных людей других слов, кроме "речка-срачка". Все эти потоки, текущие по оврагам, рядом, но не на глазах, заваленные всякой шнягой (хоть одноразовой упаковки тогда не было) и зловоняющие, были речки-Срачки. Местные жители, судя по всему, считали их некими внешними клоаками, о которых нельзя думать, что может быть иначе, и нет никакого смысла воспринимать их как "природу".

Вы, может быть, думаете, что это было некоей чертой того советского времени, и что за сто, за двести лет до того горожане относились к этим речкам иначе, и те прозрачно журчали в зеленых берегах? Я читала у академика Палласа, проехавшегося в 18 веке от Питера до Дальнего Востока, описание города Арзамаса. Местные ремесленники тогда так загадили свою речку (откуда город брал воду), что сейчас, через 200 лет она, пожалуй, будет почище. Я читала отчеты 19 века о той речке, которая сейчас уже лет 60 течет в трубах под нашей Ковалихой. Порой она была полностью красной от крови и загаженной останками скота - на ней стояла бойня (сейчас здесь мясокомбинат). Конечно, город был несопоставимо меньше, и вскоре за бойней его границы кончались, и речка текла по Ковалихинскому оврагу, из него в Высоковский, самоочищалась, и будущий биолог Формозов, тогда нижегородский гимназист, наблюдал здесь стрекоз в ивняке, куниц, лис и так далее.

То есть общий подход наших людей был тем же, что и сейчас. Плюс отсутствие или недостаточность водоохранного законодательства. Минус гораздо меньшие природозагаживательные возможности малочисленного тогда населения.

...Так что, когда вы слышите очередное бла-бла-бла по поводу малых городских речек, это не просто бла-бла-бла. На самом деле Федору Крылову и тому же "Зеленому парусу" революция в отношении этих самых речек отчасти удалась. Очень Отчасти. Пока. Та речка, что продолжает течь в Высоковском овраге, остается загаженной и вонючей. И это несмотря на десять или больше лет проведения на ней уборок и вытаскивания офигенного количества всякой мерзости. Как выяснилось, на привычках населения эти уборки не сказались никак, и оно успешно восстанавливает состояние речек на следующий день. Что же изменилось? Появился второй образ речки, наряду с первым, необходимой клоакой, речкой Срачкой. Зазвучали имена - Старка, Кова...

(Кова - на мой взгляд, совершенно искусственное. Подозреваю, что на какой-нибудь старинной карте потерся сгиб прямо посреди слова "Ковалиха". "Ковалиха" от "Кова" произойти не могла - очевидно происхождение названия слободы от слова "коваль"; многочисленные кузницы на речке стояли еще в начале 20 века, и я знаю старушку, которую в детстве папа-кучер, служивший у господ Рукавишниковых, брал сюда подковывать лошадей, подковы закалялись в речке). Но это неважно, что искусственное, главное, что оно есть.

Появилось альтернативное отношение к этим речкам как к не клоакам. Появилось само понятие "проблемы малых городских речек". Больше пока ничего. Столько труда и ничего. Но вспомните о сотнях лет "речек-Срачек".

...Это мои 2 копейки к вопросу о том же ЗП, о том, что все неоднозначно, и что горение в среде с явным недостатком кислорода вряд ли будет и ярким и продолжительным...

малые речки, город, Ковалиха

Previous post Next post
Up