Уроки и короли.

Nov 04, 2007 04:38


Всё-таки уложились впечатления!
И вот первое: балерины Большого - несравненны. 
Лучше всех - Маша Александрова. 
Капцова. После Уроков хочется называть ее ласково - например, Ниночка.  Ниночка Капцова в Уроке - прирождённая жертва и святая невинность. С обоими партнерами она -  жертва, но Ученица с каждым из них разная: резвушка, талантливая, слегка ленивая - с Корейей и невинная кокетка - с Кобборгом. И Пианистки с разными Учителями непохожие, воплощают разные образы! Зиброва с Корейей - неудавшаяся балерина, с Кобборгом - ревнивая жена. Илзе Л. с Филином - гротескная, руководящая и направляющая мегера, с НЦ - любящая старшая сестра... 
Всегда восхищаюсь этим феноменом театра: одни и те же декорации, костюмы, сюжет, музыка, практически те же движения - и такие разные образы!

О технике Королей говорить бессмысленно. Короли велики и могучи. И Учителя  у них  получились... ну конечно, совсем разные.

Корейя играет Учителя,  стремящегося к совершенному танцу  и мечтающего о талантливых учениках.  И вот к нему пришла, наконец, такая ученица - и что же? Она ленится!  И не хочет трудиться до седьмого пота, и ножка болит... Учитель пытается ее уговорить, а потом и заставить работать - она не хочет! Ну, нет у нее амбиций! Учитель в отчаянии - в ярости - свой темперамент ему не под силу сдержать - поэтому-то  из глубины его души и вынырнул душитель. Этот Учитель не столько маньяк сколько перфекционист, что оказалось при таком темпераменте Корейи смертельным для Ученицы. Пианистка (которая хотела бы танцевать, да не годится для балета) не смогла помешать убийству и в конце концов помогает замести следы преступления - из любви к Учителю и балетному искусству .

Кобборг - ...это латентный убийца-фетишист, его фетиш - балетные пуанты. Пианистка его любит, старается уберечь от катаклизма, но ревнует, а Ученица его вольно-невольно возбуждает - и невинным кокетством и физической близостью в упражнениях - и вот на сцене вместо Учителя как в страшном сне проступает ужасная личина, проявляется сексуальный маньяк.  Он очень даже сексуален Кобборг-маньяк, между прочим!  И опять-таки смертельно опасен. ИМХО, Кобборг создает новый балетный жанр: его Урок - это балет ужасов. Иногда смотреть на сцену становилось страшно - как страшно бывает смотреть фильм Хичкока.  Я видела все эти четыре Урока, и только у Кобборга получилось такой спектакль, что невозможно не назвать его - по аналогии с фильмом ужасов - "Кошмар на сцене Большого".

У НЦ - Ученица своей тупостью  доводит Учителя до исступления - и ...он её ликвидирует. Пианистка здесь скорее старшая сестра, она любит и жалеет младшего братишку. А тот... он оказывается маньяком - убийцей, который считает своим долгом  ликвидировать неполноценного с его точки зрения человека; палачом, который вершит суд и выносит приговор сам - в момент помрачения рассудка. Похоже, что обезумев, он переносится в прошлое и, вспомнив одиозный план нацистской партии, считает, что выполняет свой партийный долг и избавляет мир от неполноценной особи...  Наступление этого момента безумия - для меня - было почти неожиданно: только что на сцене был разъяренный Учитель - и вот он принял решение и сосредоточился.
У НЦ  все это выражается танцем. Я имею в виду, что основную смысловую нагрузку, создающую  образ, несет не мимика или жест, как в двух других спектаклях, где эффектные балетные pas служили фоном драматическому развитию сюжета, - а  собственно танец. И у М.А. то же самое - пользуясь языком движений, позиций (собственно, языком балета),  она подводит Учителя к страшному пределу. Конечно, такое исполнение ближе балетофильской  душе, чем мелодраматическая пантомима, и больше всего мне понравился Урок от НЦ; соответственно и этих исполнителей считаю тоже лучшими. Хотя самым страшным  для меня оказался  именно этот маньяк-убийца, ликвидатор от НЦ.

...А Филин сразил меня своим портретным гримом настолько, что весь балет я мучительно пыталась понять, кого он напоминает и что он собственно имеет в виду. По-моему, это был Лифарь... И естественно Урок оказался для меня некоторым образом пародией - на все-таки не опознанную мной персону...

Последнее впечатление - спектакли отличаются концептуально. 
4 Урока и 4 Учителя: пародийно-сатирический Учитель - это Филин; обезумевший перфекционист - Корейя; сексуальный маньяк-фетишист - Кобборг; маньяк-палач  - Учитель  от НЦ.

Такие вот впечатления.
....
Это был восхитительный, ужасный и чудесный балетный марафон.
....

балет, танцовщики, kobborg, kingsofthedance, Урок, Филин Сергей, corella, Николай Цискаридзе

Previous post Next post
Up