"Жизель" БТ 26 мая 2011

May 27, 2011 10:11

Попробую написать, авось пройдет пост.
===
"Жизель" БТ 26 мая 2011. Московский дебют Ивана Васильева как графа Альберта.
Ничего хорошего не ждала, Осипова мне категорически не нравится, а ее пейзаночка-Жизель в особенности, деньги сэкономила и сидела на галеркиной галерке. Теперь понимаю - скупой платит дважды, придется при случае идти в партер.
Коротко:
Васильев-Осипова растерзали романтический балет в клочья и скроили для себя совсем другой балет. Однако, за субресо Жизели и тем более бризе Альберта можно душу дьяволу прозакладывать. Дыхание перехватывает.

===
Что такое "Жизель"?
По либретто, юный граф Альберт, влюбившись в крестьянку Жизель, переодевается в крестьянское платье и живет в деревне. В деревню приходя отец и невеста Альберта со свитой, и обман открывается. Жизель, не пережив обмана возлюбленного, сходит с ума, умирает и превращается в виллису. Граф приходит ночью на могилу Жизели, виллисы хотят его погубить, но Жизель прощает и спасает юношу. На фоне этой канвы каждая выдающаяся танцовщица и танцовщик вышивают свой узор. В наше время социальный конфликт (граф - крестьянка) отошел на второй план. Осталась драма обманутого сердца, тема любви, побеждающей смерть, и тема искупления вины. Артисты разных поколений по-разному интерпретируют образы, что во многом обеспечивает старомодному балету долгую жизнь. (с)
===
Что довелось увидеть с высоты птичьего полета.
1. Энергичная пейзаночка вскружила голову юному графу-инкогнито, почти мальчику, он любит ее, голову он потерял, обо всем забыл и, когда появились мама с папой (ибо Невеста выглядела явно как матушка юного графа), выпустил пейзаночку из виду. А та, убедившись, что мальчик позволил себе иметь от нее тайну, от обиды сошла с ума. Далее - следует сцена сумасшествия юного графа, с метаньем по сцене, хватаньем Лесничего, швыряньем шпаги на пол и проч. и проч.
2. Уже бестелесный дух Жизели, отрицающий закон тяготения, сохранил силу и волю пейзаночки. Неинициированная виллиса, она восстала на защиту своего мальчика от этих чудовищ. От виллис.
Никакой романтики - крестьянская защита своей собственности. Тонкость в том, что защищает бесплотный дух, парящий над сценой. Альберт отрешен от виллис, он поглощен возможностью некоего общения со своей любовью - с Жизелью.
Далее - по каноническому тексту. UPD 12:30. С тем лишь отличием, что нет никакой вины Альберта - есть несчастье потери андрогинной пары. Альберт стремился к смерти - он сам стал бестелесным - и, когда в финале он остался один, это было вселенское одиночество.
===
Так преобразить балет могут только великие артисты - но, видит бог, я не считаю Осипову такой. Значит, дело в И. Васильеве?

балет, Иван Васильев, дебюты, БТ

Previous post Next post
Up