Предновогодние дни побежали стремительно, Иоланта и Царская невеста затмили премьеры балетов, но стараюсь восстановить в памяти увиденное. Затрачиваемые на это усилия говорят о скудости положительных впечатлений.
Итак, видела генреп 21в и премьерную тройчатку 23в.
"Рубины"
ИМХО, "Драгоценности" имеют смысл только целиком, как сравнение русского, европейского и бродвейского видов имперского балета. "Рубины", да рядом с Форсайтом, только иллюстрация максимы иной работает, чтобы жить, иной живет, чтобы работать. Форсайт сочинял, потому что не мог не сочинять - и ему наплевать на публику, пусть ее ломает голову. Его-то направляла его Муза.
Баланчин сочинял, чтобы зарабатывать, конформизм должен потрафлять публике. Приблизительно такие мысли навевала тройчатка 21-го вечером. Здесь "Серенада" и "Рубины" напоминали о древних шоу, как их иногда приходилось видеть в документальном или игровом кино: много девушек синхронно принимают одинаковые позы и поднимают синхронно ножки. "Рубины" оказались Квинтэссенцией Шоу и душой его была Наталья Осипова. Судя по реакции критики, именно это - мечта Баланчина.
Такого прелестного танца живота, как у м-ль Осиповой, никогда не видывала.
Лопатин сохранил чувство юмора - его изящное пародирование чувства превосходства премьера классического балета над бродвейским шоу спасло ситуацию - для меня, конечно.
Но это все же репетиция, а не спектакль - возможно, на премьере в этом составе все было по-иному.
Виденные премьерные "Рубины" (23-го декабря, с Гребенщиковой-Крысановой-Меркурьевым) оказались вполне драгоценны: выглядели стильной импровизацией, соревнованием классических танцовщиков, прельщенных неклассической музыкой. Насколько это близко к тому, чего добивался от своих исполнительниц Баланчин - думаю, именно этого: классический танец в неклассических обстоятельствах.
Стремительный блеск танца и отточенное изящество движений танцовщиков доставили истинное удовольствие.
===
"Серенада"
"Серенада". Танец девушек под луной, зримое воплощение музыки Чайковского... Несомненно, кроме девушек должна присутствовать и музыка. 21-го, как уже стало привычно на НС БТ, была ее пародия: музыка "под ножку". Но о "Серенаде" 21-го уже писала.
23-го г-н дирижер сделал все, что смог, пощадив Чайковского - и "Серенаду".
Солировала А. Воронцова, она изящна, музыкальна и харизматична ИМХО. Удалась и "Серенада" в целом: и танцевали колдовски, как полагается танцевать девушкам в лунном свете - и свет был лунным)) И г-н дирижер отбросил вялость темпов! Почти, но и это редко случается в БТ на Серенаде)
===
Наконец, о прослойке тройного бутерброда: Herman Shmerman. Разрушитель представлений балетного мирка, предсказатель из ХХ века, предвестник глобальных катаклизмов будущего века Форсайт - меж двух произведений конформиста Баланчина. Чудовищная смесь.
Я видела два состава исполнителей
Первый увиденный Квинтет (генеральная 21в) прежде всего поразил жестким сценическим светом, в статике некрасиво подчеркивающим все мышцы балерин, обычно тщательно скрываемые пачками. Свет неестественно анатомировал прекрасные тела, препарировал их, превращал в нечеловеческие создания. Есть ли вообще у этих созданий душа? Но в стремительности движений, в изломанности поз это препарирование стало естественным - действительно, это был танец под нетанцевальную, и даже неритмичную, музыку. Якобы демонстрация возможности танцующего тела - но это танец, и душа танцующих взывает, кричит ... Оглушительное впечатление. Танец, противоречащий канонам прекрасного - но танец.
Второй квинтет (23в) для меня имел другую подоплеку, другой тайный смысл: "Мы не машины, мы тоже люди". Там мне показалось, что в какой-то момент беспощадный свет сменялся теплым и ласковым, и на сцене возникали прекрасные балерины. Чтобы опять в каскаде движений превратиться в существа .
После таких Квинтетов моих зрительских сил на ПДД почти не оставалось. Однако Дуэт Окунева-Савин все-таки пленил, в том числе и человечностью после бесчеловечного Квинтета.
Первый Квинтет: Юлия Гребенщикова, Анна Тихомирова, Анастасия Яценко, Андрей Болотин, Алексей Матрахов. Па де де: Анна Окунева и Денис Савин.
Второй Квинтет: Виктория Литвинова, Анна Никулина, Анна Ребецкая, Вячеслав Лопатин, Игорь Цвирко
Итог для меня.
Чудовищная премьера, обреченная на провал в любом театре. Кроме Большого. Здесь достаточно солистов и танцовщиков и на Рубины и на Серенаду и на Форсайта - в один вечер, как это было увидено 23-го. Но на пять вечеров?
Хореография Форсайта в исполнении классических танцовщиков лучшей труппы мира - обречена на успех, на два вечера определенно. ИМХО)))