"В русской балетной среде - я имею в виду и критиков, и теоретиков балета, и даже хореографов и руководителей балетных трупп - существует геростратовская идея: разрушить храм балетного искусства, созданный в прошлом. Отрицание русской балетной культуры ХХ века, недооценка корней и традиций русского балета приводят к разным печальным последствиям, в том числе к стремлению принизить и даже осмеять тех, кто эту культуру создавал.
Презрительное название «советский балет», которое бытует в русской (и западной) балетной среде, на самом деле ничего не означает. Русский балет при советской власти был одним из немногих видов искусства, который меньше других поддавался идеалогизации и, напротив, хранил верность моральным ценностям и стремился к созданию красоты как одной из целей искусства.
Но это слишком большая тема, в связи с чем в честь Улановой я хочу сказать о другом. В московской газете «Театрал» появилась статья, в который написано - излагаю смысл, это не цитата, - что Уланова была чуть ли не «назначена» советской властью великой балериной в силу своего рабоче-крестьянского происхождения, и так далее и тому подобное.
Предположим, человек, написавший эту статью, неграмотен, биографию Улановой не читал и считает, что «великих» артистов можно назначать сверху (удивительно другое, как редактор пропустил такую статью).
Можно было бы не обращать внимания на статью малоизвестного критика. К сожалению, повторяю, судят пренебрежительно о прошлом и другие русские авторы статей и книг. Конечно, сейчас и профессиональное мастерство танцовщиков выросло, и стиль исполнения изменился, но все это не унижает мастеров прошлого.
Как хорошо, что мы никогда не видели никаких записей танцев Вацлава Нижинского! Какое разочарование ожидало бы нас! А ведь Нижинский - слава русского и мирового балета. И это - главное.
Каждое время выдвигает своих выдающихся танцовщиков и хореографов, они соответствуют своему времени, но именно они закладывают традиции, питающие дальнейшее развитие искусства.
Выступление труппы Большого театра в Лондоне оказало огромное влияние на развитие английского балета, не только «Русские сезоны» Дягилева открывали миру красоту русского балета ХХ века. Не могу себе представить, чтобы сегодня в Англии кто-нибудь насмехался над Марго Фонтейн оттого, что сегодня танцуют другие кумиры публики.
Устаревают некоторые балеты не только Макмиллана, но и Баланчина, все это в порядке вещей, новое время требует новых идей и способов выражения этих идей, от прошлого остаются отдельные шедевры. Но никто не будет из-за этого относиться к хореографам прошлого с издевкой, как это бывает сегодня в России.
И во Франции, и в Англии, и в Америке чтят тех, кто создавал искусство своей страны, даже если сегодня их балеты больше не исполняются. Почему же в России можно относиться к своему прошлому так недоброжелательно?
Я считаю, что Владимир Васильев и руководители балетных трупп Большого и Мариинского театра совершили благородный поступок, организовав вечера памяти великой балерины, напоминая зрителям о тех, кто создавал высочайшее балетное искусство России ХХ века. "
Русский Базар №4(719) 28 января - 3 февраля, 2010
Нина Аловерт. В ЧЕСТЬ ГАЛИНЫ УЛАНОВОЙ • САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - МОСКВА
http://www.russian-bazaar.com/Article.aspx?ArticleID=16428