"1935 год. Он примечателен для меня. Делаю балет «Эсмеральда». Ее танцует Татьяна Вечеслова. На примерке костюма выяснилось - мы обе комики. Смеялись до слез и развеселили весь цех. Таня стала моей ежедневной необходимостью, а я - ее. Она необычайно талантлива, артистична, хватает все на лету (иногда даже во вред себе, но таков темперамент). Создала образ Эсмеральды настолько разносторонний - и лирический, и трагический, - что в третьем акте танец ревности доводил даже мужчин до слез. На спектакле зрительный зал пестрел белыми носовыми платками. Мой муж говорил: «Устрой мне сегодня билет на „Эсмеральду“ - хочется поплакать!»
Таня - лучшая Зарема, да и все, что бы ни танцевала, всегда лучшее. Ленинград ее любит и ценит. С Улановой они со школьной скамьи подруги. Дарования и характеры - противоположные, но любят друг друга. Нет предела Таниным выдумкам, часто эксцентричным. У нее все через край. Бывало, мы спим. Звонок по телефону в два-три часа ночи: «Валюта, а вам с Диди слабо приехать сейчас к нам?» Диди вызывает такси, и мы, надев поверх пижам пальто или шубы, едем на улицу Росси, захватив, если есть, вина. Нас встречает муж Татьяны. Располагаемся все, как на тахте, на огромной кровати, покрытой голубым стеганым одеялом. В середине поднос с вином и бокалами. Поговорить всегда есть о чем. В выдумках мы, пожалуй, соответствовали друг другу, но в быстроте их реализации и выразительности форм Таня опережала - она актриса и всегда может и хочет «на публику», я же просто для себя…"
...
"Начало 1937 года: делаю «Руслана и Людмилу» в Большом, в Москве. Почетно, интересно, но при моем недоверии к себе - страшно. Ведь Глинка! Дирижер Самосуд, постановщик Захаров - все ленинградцы. Договариваемся: много мест действия, но без задержек на перемены декораций. Хочу, чтобы «сказочно» - и правда и неправда. Придумала: все декорации - на тюле (роспись и аппликации). На переменах одно возникает сквозь другое. Даже и для меня были в результате неожиданности, и хорошие, но и плохие. Ведь при решении на тюлях в макете не все можно проверить - многое зависит от света… а вообще: выдумаешь, а потом - мучения!
Самосуду нравится моя выдумка. Говорит: «Музыка у Глинки тоже прозрачная». Я мечусь между Москвой и Ленинградом - больше живу у мамы в Москве. Макет, эскизы костюмов приняты руководством и труппой. Барсовой, Держинской, Златогоровой, М. Семеновой, Рейзену и другим артистам нравится. В театре «чудеса» не новинка, но тут и мой опыт не помогает… Чудеса! Такая нервозность в воздухе, что не разобраться… К генеральной наш ленинградский триумвират рассорили… Кому-то это было нужно - поди разберись. Всего не расскажешь. У меня силы на пределе… На генеральной и премьере я не была, написав объяснение Керженцеву (который ведал тогда театрами, а может, и всеми искусствами).
В вечер премьеры я пошла в редакцию «СССР на стройке» дорабатывать горьковский номер журнала. Я была там одна, так как основные сотрудники отправились на «Руслана», так же как и моя мать. Я включила радио, слушала передачу из Большого, слышала аплодисменты моим декорациям каждый раз, когда возникали новые… В одиночестве я дала волю своим чувствам и обкапала горькими солеными слезами страницы журнала, над которым работала в память Алексея Максимовича."
Из воспоминаний Валентины Михайловны Ходасевич
http://bookz.ru/authors/valentina-hodasevi4/portreti_850/page-16-portreti_850.html - "Портреты словами" В. М. Ходасевич
http://www.kodges.ru/library/view/28718/page/1.htm====
Валентина Ходасевич | Портреты словами: Очерки
"Замечательный живописец, график, театральный художник Валентина Михайловна Ходасевич (1894-1970) участвовала в выставках «Мира искусства», оформляла спектакли в театрах Москвы и Ленинграда - в том числе в БДТ, Александринском и Мариинском. Работы художницы хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, в частных коллекциях в России и за рубежом. Племянница известного поэта и прозаика Владислава Ходасевича, она дружила со многими замечательными людьми - М.Горьким, В.Маяковским, А.Толстым, М.Волошиным, В.Каменским, И.Бабелем, В.Шкловским, Вс.Ивановым, Э.Триоле, С.Радловым, В.Татлиным, М.Ларионовым, Н.Гончаровой - и оставила о них, а также о своей жизни удивительно интересные и яркие воспоминания."