Мое резюме: Долгожданная "Пахита" - верх совершенства.
И это мне кажется прежде всего удачей постановщика - Юрия Бурлака.
А станет ли "Пахита" удачей художественного руководителя Большого Балета - Ю. П. Бурлака - покажет время.
Потому что...
1. Долгожданная "Пахита" - верх совершенства.
И это мне кажется прежде всего удачей постановщика - Юрия Бурлака.
Хореографические кружева вариаций, выходов солисток и корифеек, виртуозность pas-de-trois и мужской вариации элементарно ошеломляли зрителя. А изысканная роскошь костюмов превосходит мыслимые варианты.
2. Исполнение - это другой вопрос.
О Светлане Захаровой говорить бессмысленно - понятно, что она создана для "Пахиты" и ей нет равных.
Что касается других "первых лиц Большого Балета"...
Только изысканная Шипулина с ее воздушной грацией и такой же воздушной вариацией идеально совпали в первых же спектаклях, и балерина была неземным, небесным созданием в череде бравуры. И исполнители pas-de-trois, Горячева-Андриенко и Лопатин или Медведев обладали необходимыми и техникой и изяществом. Кроме них, только Антоничева, Рыжкина, Крысанова, а потом Андриенко обладали этими загадочными "легкостью и благородством линий". Не менее выразительные, остальные вариации отличались, скорее, шиком и блеском.
И восемь корифеек, и три пар солисток были впечатляющими, хотя у них присутствовала некая недоработанность, но у всех исполнителей имевшиеся ошибки и помарки исчезали от спектакля к спектаклю, а изящество исполнения появлялось. "Пахита" выкристаллизовывалась - в последний день, мне показалось, все было замечательно, так что появилась надежда на сильного художественного руководителя в ББ.
"Пахита" - это экзамен на возвращение изящества и выучки в балет.
И станет ли "Пахита" удачей художественного руководителя Большого Балета - Ю. П. Бурлака - покажет время.
Две красавицы. Шипулина. Захарова.
Андриенко и Наталья Осипова 17 ноября
Захарова. Уваров.
Андрей Уваров
3. Дети - на мой взгляд, это самое уязвимое место новой "Пахиты".
Традиционная трогательная балетная малышня, легконогая и грациозная, гордая тем, что танцует на большой сцене - отсутствует.
Здесь есть дети на грани взросления: длинноногие, самолюбивые, скованные полувоенным парадным новым костюмом, даже неловкие. Сосредоточенные.
И явление корифеек после детей - по контрасту - поражает балеринским великолепием.
Вначале возникла крамольная мысль о крахе балетного училища. Не должны дети быть сосредоточенными, слишком серьезными.
Потом, когда "Пахита" выкристаллизовалась, возникла другая версия: именно так и было задумано постановщиком - такие дети очень скоро должны преобразиться в прекрасных балерин и принцев, и тут он навязывает сравнение с бабочкой, выпорхнувшей из кокона в положенное время ...
НО
Дети могут всерьез копировать взрослых - но на сцене это не должно выглядеть тяжеловесно, без изящества хореографической мысли. Если это так, то это недоработка взрослых, не детей - за детей несут ответственность взрослые, они и должны отвечать. Постановщик ли это виноват с его неловким замыслом, или директор училища, утвердивший список занимаемых в новом балете учеников, или недорепетировавшие педагоги-репетиторы - или сами дети - но ответственность несут взрослые, и Ю.П. прежде всего. Нельзя было подставлять детей под шквальный огонь критики!!!
И мне бы очень хотелось, чтобы Ю.П.Бурлака перепоставил мазурку, сделал ее более детской, более легкой.
В конце концов, это Grand-pas - свадьба, праздник, а дети на праздниках радуются, а не состредотачиваются, как Империя перед войной.
Даже сам на выход на сцену для детей должен быть праздничным - и, без сомнения, должен выглядеть таковым для зрителей
4. Благодарю!
Следующая "Пахита" весной - один раз в афише. Доживем - увидим.
А пока - спасибо Ю.П. Бурлака и всем, кто танцевал "Пахиту"!
За возможность увидеть такой спектакль.
И отдельно Ю.П. - за премьеру с Надеждой Грачевой.
Светочка создана для Пахиты, но - все-таки - я так и не поняла, почему - мне больше понравилась Н.Г.
15 ноября. Финальная картина. Пахита - Надежда Грачева.