В этой статье есть чудная фотография с Гала М-В, но она никак не передается, надо смотреть на сайте

Oct 31, 2008 18:41

НОВОСТИ ИЗ РОССИИ. “ЗОЛОТАЯ” ДАТА БАЛЕТНОГО ДУЭТА
Нина Аловерт
Русский Базар №44(654) 30 октября - 5 ноября, 2008

В конце октября на новой сцене Большого театра прошли праздничные спектакли в честь легендарного балетного дуэта Екатерины Максимовой и Владимира Васильева, который сложился 50 лет тому назад. Театр праздновал своего рода «золотую свадьбу» сценического партнерства знаменитых танцовщиков. Недаром балерина Александра Данилова сказала мне когда-то: «Наши партнеры на сцене - это наши сценические мужья». В данном случае, став партнерами на сцене, Максимова и Васильев стали супругами и в жизни. Только эта свадьба состоялась на несколько лет позднее. Впрочем, и 50-летие совместных выступлений Максимовой и Васильева - тоже дата весьма зыбкая и условная. Первый раз Катя и Володя увидели друг друга в 1949 году, когда пришли поступать в Хореографическое училище, впервые танцевали вместе во втором классе училища в балете «Щелкунчик»: Катя - маленькую героиню балета Машу, Володя - ее брата. В третьем классе оба танцевали па-де-труа из того же балета (третьей была ученица Алла Манкевич), это выступление записано и существует на некоторых кассетах, посвященных звездам Большого театра. Так что можно было бы говорить уже скорее о «бриллиантовой» сценической свадьбе, но дело не в названии. «Жизнь, танец, Володя. Володя, танец, жизнь - все непрерывно связано...», - написала Максимова в своей книге воспоминаний «Мадам «нет».
Придя в Большой театр после окончания училища, они танцевали вместе старые спектакли, на них ставил Ю.Н.Григорович главные роли в балетах «Щелкунчик» и «Спартак». Сегодня мало кто вспоминает, но именно Васильеву принадлежит современная версия мужская партия в знаменитом па-де-де из «Дон Кихота», в котором он, вслед за Чабукиани, усложнил мужскую технику. Теперь этот дуэт танцуют все ведущие солисты всех театров мира. Хотя в программках во всем мире этот дуэт приписывают Петипа, который никогда его не сочинял, в лучшем случае - Горскому. Спустя некоторое время Васильев сам начал сочинять для Максимовой концертные номера и балеты. Наиболее известный из них - «Анюта», в котором Максимова танцевала героиню, а Васильев - ее отца. На «юбилейной неделе», во время которой на сцене Большого шли спектакли в честь юбиляров, исполняли и «Анюту». Героиню танцевала Марианна Рыжкина, с которой репетирует Максимова, работающая в Большом театре репетитором. Отца... Владимир Васильев. Это, наверно, был самый главный, самый праздничный и трогательный момент юбилея. Поздравить танцовщиков, увидеть еще раз Васильева на сцене пришли москвичи, прилетели даже поклонники артистов, живущие теперь в других странах.
В остальных балетах в те дни тоже выступали ученицы Максимовой, а также премьеры Большого театра, включая Николая Цискаридзе, Ивана Васильева, Светлану Захарову, Наталью Осипову и других. В заключительном гала-концерте, составленном из номеров, которые когда-то исполняли знаменитые танцовщики, и тех спектаклей, которые поставил Васильев, приняли участие звезды французского балета. В юбилейной программе выступил молодой солист театра, первый и очень успешный ученик Цискаридзе - Артем Овчаренко (Принц в «Щелкунчике»). Сам Цискаридзе исполнял роль Альберта в «Жизели», представив публике дебютантку, ученицу Максимовой Анну Никулину, танцевавшую Жизель. Заключил гала-концерт однофамилец великого танцовщика, молодой премьер театра Иван Васильев, который исполнил отрывок из балета Григоровича «Спартак». Роль Спартака остается, на мой взгляд, едва ли не самой главной в сценической карьере юбиляра.
Нам, поклонникам «звездной балетной пары», остается только послать им через океан свои самые искренние поздравления.

балет, В. В. Васильев, Гала, чужие фото, персоны, Е. С. Максимова, юбилей

Previous post Next post
Up