Смена лиц
Юрий Лужков подключился к реконструкции главной сцены страны
Любовь Пятилетова "Российская газета" - Центральный выпуск №4940 (116) от 29 июня 2009 г. Большой театр по проекту должен на пять этажей уйти под землю. Фото: Колыбалов Аркадий
В минувшую субботу члены столичного правительства сходили в Большой театр. Не на спектакль - как известно, главная сцена страны вот уже четыре года закрыта на реконструкцию. Но работы там ведутся настолько плачевно, что в ход их вынужден был вмешаться президент страны. Он-то, как пояснил Юрий Лужков, и поручил московским строителям "привести эту стройку в нормальное состояние и в срок сдать", то есть к 2 октября 2011 года.
Побывав на стройплощадке, первый зам. мэра Владимир Ресин не сдержал эмоций: "Я на 30 лет помолодел - давно такого бардака не видел!" Напомню: работы по реконструкции Большого театра с самого начала курировали федеральные власти. Глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой обещал труппе, что она войдет в обновленный театр еще в марте 2008 года. А в октябре нынешнего на главной сцене были запланированы гастроли "Ла Скала", и следом, в ноябре, - собственная премьера "Руслан и Людмила". Обо всех этих планах можно забыть.
Для реконструкции Большого театра был избран путь, до сих пор не применявшийся в мире. Чтобы приспособить исторические здания к современным требованиям, их чаще всего разрубают надвое и делают сцену заново, а зрительный зал оставляют нетронутым. Так поступили парижане с Гранд-опера.
Еще вариант - построить по соседству новое здание. Так поступили в Милане с "Ла Скала" и в Санкт-Петербурге - с Мариинкой. В Москве здание Большого театра с его полуторавековой историей (построено в 1824 году по проекту Бове, Жилярди и других) решили поставить на новое подземное строение, выкопанное на 20-метровой глубине. (Сравним: глубина торгового комплекса на Манежной площади всего 12-15 метров!) Полезная площадь театра увеличивается вдвое - с нынешних 40 тысяч квадратных метров до 80 тысяч. В пятиэтажном подземном здании архитектор Никита Шангин разместил все необходимое в наши дни оборудование для поднятия, опускания и поворота сцены, хранилище для декораций, репетиционно-концертный зал на 350 мест, а также гардероб и буфеты для зрителей.
Московские власти выступили категорически против такого подхода. Проект не согласовал общественный градостроительный совет при мэре, а чуть позже Лужков в знак протеста вышел из состава наблюдательного совета. Он объяснил это тем, что, по мнению специалистов, подобный подкоп в историческом центре Москвы может привести к нарушению водного баланса и Большой может рухнуть. Ведь по соседству течет Неглинка, и Лужков помнил, как все проваливалось, когда ее брали в коллектор.
Изменить в проекте что-то сейчас, по мнению мэра, уже невозможно: "Мы вынуждены продолжать начатую работу". Но опасения его были все-таки не напрасными. Хоть Большой, к счастью, не рухнул, но "здание все перекручено и практически разрушилось на блоки", - докладывал в субботу главный специалист в Москве по подземным работам первый вице-президент академии архитектуры и строительных наук Вячеслав Ильичев. Что и немудрено, ведь оно фактически нависло над гигантской ямой и держится, по выражению Владимира Ресина, лишь на "курьих ножках". Такими ножками стали 2170 металлических свай, укрепившие стены по периметру театра. Установка этих 20-метровых железных столбов была отдельной песней. Никакую технику использовать нельзя - тогда уж Большой с его 50-процентным износом уж точно бы упал, так что приходилось 20-метровые сваи вдавливать домкратами буквально по метру. Но грубых нарушений технологии набралось столько, что в прошлом году минкультуры вынуждено было остановить стройку.
Почему такое стало возможным? По мнению Вячеслава Ильичева, к работам были привлечены непрофессионалы - фирмы, прежде никогда не занимавшиеся подземным строительством. Часть из них Москва уже заменила, остальных Лужков во время объезда предупредил: "Не выйдете на график интенсивности, намеченный городом, вышибу со стройки. Права мне сейчас такие даны". Первое, что намерен сделать мэр для спасения Большого, это "срочно поставить исторические стены на постоянный фундамент". Правда, сначала придется форсировать земляные работы. За минувшие четыре года не завершили даже их: из 175 тысяч кубометров не вынуто еще 50 тысяч кубометров.
Еще одним потрясением для него оказалось то, что до сих пор стройка ведется по документации, не утвержденной "Росгосэкспертизой": институт "Курортпроект" не справлялся с ее выдачей. Для преодоления отставания к проектированию подключен "Моспроект-2", построивший и реконструировавший уже не один столичный театр. Еще одно задание из первоочередных, данных строителям, - в театр, стоящий сейчас без задней стенки, до холодов дать тепло, чтобы можно было параллельно заниматься инженерными работами и реставрацией. Число строителей решено увеличить с 600 до 2 тысяч.
http://www.rg.ru/2009/06/29/bteatr.html