ПД в Большом 24 марта 2009 года. - Симбиоз музыки и действия

Mar 27, 2009 18:00

Впечатление сильнейшее от последней плетневской ПД в Москве. Поскольку критику не читаю, возможно открытие Америки, но, видит Бог - оно моё, моё собственное.


В прекрасной и сложной опере П. И. Чайковского исполнители, озабоченные чистотой исполнения вокальной составляющей или сберегая силы для финальных нот, пренебрегают оттенками характера Германа, делая из него заурядного неврастеника или сумасшедшего. А, казалось бы, Герман должен обладать характером не заурядным: неврастеник не заберется тайно в девичью комнату, но и соблазнитель-бонвиван всерьез не соберется умереть из-за несчастной любви, прагматик не сойдет с ума от страсти пылкой, но и романтик не будет рассчитывать, как именно разбогатеть в игорном доме. У Германа в опере все эти качества - и еще многое - присутствует. Сценического воплощения нетривиальности заурядному и подавляющему большинству лицедеев добиться сложно - вот и кочуют со сцены на сцену неврастеники да безумцы Германы: существует еще один, комплексный вариант "образа" - на подмостках страстного полубезумца Германа последовательно сменяет пылкий соблазнитель, сменяемый, в свою очередь, алчным безумцем.
24-го же у Муравицкого был Герман, сочетающий деятельную натуру с созерцательной тонкостью чувств - таким он получался и в премьерных спектаклях, у Майсурадзе. Мне кажется именно так написал Петр Ильич - и именно так исполняли Чайковского оркестр и дирижер.

===
Детали.

Сцена в комнате Лизы -
стал очевиден режиссерский замысел: в черной ПД Герман и Лиза буквально оседают на пол на расстоянии вытянутых рук друг от друга по завершении бурного объяснения, - и в спектакле накануне это вызывало недоумение. Сползание любовников "по стеночке" на пол - почему? почему любовники не бросаются в постель или, по крайней мере, в объятья, не сливаются в эстазе или хотя бы в поцелуе? Оказалось все прозрачно - так же, как в первом спектакле Майсурадзе-Поповской - у них просто не осталось сил на эти незамедлительные выражения страсти: в течение дня у каждого было более чем достаточно эмоциональных потрясений.
Появлению Германа у Лизы предшествовали:
признание Томскому,
известие о том, что его антипод-граф станет мужем его любимой,
тягостная сцена в Летнем саду и встреча с Графиней (а Графиня внушает ему безотчетный страх, по-видимому напоминая своей тщательно скрываемой дряхлостью не только о своей близкой смерти, но о такой возможности и для него),
взрыв чувств и клятва во время грозы,
предрешенное для него самоубийство...
наконец, рассказывая о своих чувствах, обнаружил, что он тоже любим...

У Лизы же были и помолвка, и тайное горе - а потом страх от чужого присутствия в её спальне, колебания, восторг от слов любимого (О, как ты хороша), испуг от прихода бабушки, ужас от ультиматума Германа... невероятное решение... "Нет! Живи!"

Будущие любовники обессилели и от пережитой сцены и от сильных чувств, испытанных в течение всего этого дня.
И зрители-слушатели, видевшие-слышавшие всё это, обессилили тоже. После этой сцены невозможны были аплодисменты, страшно было прерывать действие - которое уже закончилось. Наступила пресловутая потрясенная тишина зала.

...Далее бал, размышления ... Здесь просто было все именно так, как должно быть, но все эти оттенки зачастую легко теряются, скрадываются вокальными номерами, и смысл подменяется театральными движениями и эффектами.
Размышления Германа отнюдь не бесстрастные или взвешенные, напротив, - им движут страсти.
Навязчивая идея - убежать с Лизой ото всех... Препятствует безденежье - реальное или мнящееся Герману... Преследует шепот о трех картах - хотя и не любовник Графини, но он тоже страстно влюблен - не в Графиню, но... влюблен! Он колеблется - предзнаменование это или злая шутка... Лиза передает ему ключи от тайного хода в спальню бабушки.
Провидение! "Нет! Сегодня!" Влюбленный решается - это судьба, я выведаю тайну у старухи, - для Германа смешались страсти - любовь, потребность богатства, мистика...
Здесь Пастораль и Веселися, храбрый Росс не оказались вставными номерами, а давали живительное отдохновение от предыдущих сцен, перенасыщенных страстями.

В спальне у Графини...
Герман, насмотревшись на портрет, одумался и уже уходил восвояси - но тут прибыла процессия с Графиней и, пока он колебался, Графиня уселась в кресло... забылась сном (иначе нельзя об ЭТОЙ Графине сказать) - Герман опять направляется к выходу - и тут Графиня пробуждается... Видит Германа... Смешавшись, он не находит ничего более уместного, чем приветствовать её... Она, тем не менее, явно обеспокоилась. И вот тут следует "Не пугайтесь, ради Бога, не пугайтесь..."

И далее, взвинчивая себя, он просит, умоляет, торгуется, требует "Откройте мне Вашу тайну"... "Скажите, скажите мне"... Графиня сумела встать, выпрямилась величественно, попыталась величественно указать ему левой рукой на выход, первая попытка не удалась, рука не поднималась - и тогда, став еще более величественной, Графиня выбросила руку по направлению "Вон отсюда!"
И ...схватилась за сердце, повернулась, повалилась, упала в кресло, откинулась на спинку и застыла...
А Герман, дошедший до крайности после её Вон ("Старая ведьма!"), пока Графиня падала в кресло потерял её из вида, доставая пистолет. И, направляя его на Графиню, на самом деле прицелился в пространство, а её обнаружил в другом месте - в кресле - "Полноте ребячиться"
В спальне у Графини была тысяча оттенков чувств - и каждому соответствовали пластические, вокальные и оркестровые оттенки. Все именно так и дОлжно быть, но в реальных спектаклях бывает совсем не так.

"Она мертва, а тайны не узнал я, - ошеломление абсолютно вменяемого человека после фактического убийства, им совершенного. Герман убегает с места преступления, не слушая причитаний Лизы - этот Герман сошел с ума от чувства вины, убив неожиданно Графиню, - и уже в безумии перескочив с невыносимого чувства вины ("мне страшно") на идею-фикс о трех картах - позволяющих добыть для них (с Лизой) груды золота. Все просто - как должно быть.

И нежность к Лизе у канавки - Герман был вменяем до - "Куда бежать! С тобой, хоть на край света!". Сразу возникает идея-фикс денег - и влечет за собой три карты - и воспоминание о Графине. Герман опять безумен - груды золота "мне, мне одному они принадлежат"
"Прочь, тебя не знаю я" - относилось не к Лизе, а к призраку графини, который стоял у него перед глазами
Все это должно быть именно так, но как правило, исполнители этот смысл теряют, ...
...
безденежье энергичной натуры, подлинное или мнимое, и любовь чувствительной души, и тлетворное влияние черного Города, и роковое стечение обстоятельств
жажда денег для обеспечения возможности быть с любимой - нечаянное убийство - муки совести - сумасшедствие - самоубийство
Музыка, свет и предельно скупые сценические средства. Великолепно. Отдельно о вокале и говорить не имеет смысла.
Все было именно так - так написал Петр Ильич и так это интерпретировал и исполнил дирижер и оркестр. И оперная труппа БТ.

Полное слияние музыки, характеров и действия. Симбиоз. Единство.
===
С Моногаровой, Викторовой, Черных? Да! И с Муравицким и Образцовой.

Плетнев, опера, Фокин, впечатления, ПД, БТ

Previous post Next post
Up