Ъ. Фестиваль Ростроповича

Mar 26, 2011 11:09

Журнал "Коммерсантъ Weekend", №10 (3606), 25.03.2011
Хорошо знакомые гости - Сергей Ходнев о фестивале Мстислава Ростроповича
К московским музыкальным фестивалям имени здравствующих маэстро - фестивалю "Владимир Спиваков приглашает", Пасхальному фестивалю Валерия Гергиева и Большому фестивалю Российского национального оркестра и Михаила Плетнева - вот уже второй год прибавляется фестиваль мемориальный. Очевидно, у нового форума, которым руководит дочь Мстислава Ростроповича Ольга, и на будущее планы самые серьезные, но и теперешняя программа выглядит уже не столько пробой, экспериментом, сколько заявкой на одно из топовых мест в общегодовом круге филармонических событий. Помимо имени великого музыканта в шапке афиш, расписание 10 фестивальных дней предъявляет несколько весьма заманчивых имен, интересные жанровые "уклонения" в виде балетных событий и даже заявку на территориальную экспансию в виде продолжающего московскую программу концерта в Петербурге (6 апреля).

Три фестиваля, упомянутые в первых строках, отличаются тем, что у каждого, при всех программных изысках и при всех достижениях по части приглашенных звезд, есть константа в виде оркестра-резидента. Фестиваль Ростроповича изначально был в иной ситуации. Здесь все оркестры-участники - гости, а не хозяева. И именно в качестве гостей в этом году на фестивале выступят, во-первых, три отечественных коллектива. Российскому национальному оркестру доведется 27 марта открывать фестиваль. Но тут, пожалуй, заманчивее для слушателя даже не сам выбор оркестра. И не программа, включающая Девятую симфонию Бетховена, превращающуюся, похоже, в почти ритуальный атрибут столичных фестивалей - что до финала симфонии, который и работает на этот гимнически-ритуальный статус, то тут обещано участие солидного интернационального квартета солистов, где Россию представляет меццо-сопрано Лариса Дядькова, и двух отечественных хоров - хора имени Свешникова и "Мастеров хорового пения". Дирижировать Девятой приглашен видный немецкий маэстро Кристоф Эшенбах, которого до сих пор в наших краях представляли в основном проекты Валерия Гергиева и который в последнее время занимает важные дирижерские посты в Америке - в том числе кресло музыкального руководителя вашингтонского Национального симфонического оркестра, которое Мстислав Ростропович занимал в 1977-1994-м.

Оркестр Павла Когана будет участвовать в балетных событиях 29-31 марта, но дирижеры прибудут вместе с труппой из Америки, а в качестве солистов привлечены и американская пианистка Барбара Билач, и отечественный виолончелист Александр Князев, который, кстати сказать, вместе с Ростроповичем выступал. И виолончельную тематику, и логику оммажа Мстиславу Ростроповичу продолжает концерт "Новой России", симфонического оркестра Юрия Башмета (3 апреля). В программе здесь, помимо "Симфонических танцев" Рахманинова, значится "Путеводитель по оркестру для молодежи" знакомца Мстислава Ростроповича - Бенджамина Бриттена. А во-вторых - Второй виолончельный концерт Шостаковича, премьеру которого играл когда-то именно Ростропович - теперь сольную партию исполнит итальянец Энрико Диндо, в 1997 году взявший гран-при на парижском конкурсе Ростроповича.

2 апреля на фестивале выступит вместе со своим оркестром Cremerata Baltica Гидон Кремер, а заключительное имя в списке приглашенных в этом году знаменитостей - Зубин Мета. Один из крупнейших современных дирижеров представляет на фестивале Ростроповича еще и известный европейский фестивальный бренд - Maggio Musicale Fiorentino, "Флорентийский музыкальный май". Музыкальный форум, основанный еще в 1930-е, но прославившийся уже в послевоенные десятилетия (не в последнюю очередь благодаря легендарным оперным постановкам с участием Марии Каллас), известен в том числе и благодаря собственному симфоническому оркестру, который уже довольно давно возглавляет именно господин Мета. Вместе с оркестром "Флорентийского музыкального мая" именитый маэстро в Москву уже приезжал, но в этот раз в столице у него два концерта, 4 и 6 апреля: в конце концов, идет год Италии в России, который без музыкальных событий было бы представить совсем странно.

Сергей Ходнев

http://www.kommersant.ru/Doc/1602049

фестивали, СМИ

Previous post Next post
Up