Цыганочка с выходом
Герои оперы "Кармен" пустились в пляс
Смотреть фоторепортаж Олега КосоваВ Казани проходит XXIX Международный оперный фестиваль имени Федора Шаляпина. Его гостями стали около пятидесяти артистов ведущих театров России, стран СНГ, Европы, среди которых Елена Образцова, Владимир Огновенко, Борис Стаценко.
Открылся фестиваль всероссийской премьерой спектакля "Кармен" в постановке Георгия Ковтуна (Санкт-Петербург). Этот режиссер известен своими экспериментами в самых разных видах искусства: балет, драматический театр, мюзикл, цирк, шоу на льду. Правда, на казанской сцене он ставил только балеты. Собственно, хореография - это основная специализация Георгия Ковтуна. А потому, взявшись за "Кармен", он привнес в оперу то, что в ней отсутствует, казалось бы, по определению - танец и движение.
По задумке автора, спектакль своей динамичностью должен быть максимально похожим на художественный фильм. Отсюда и возникла идея перенести действие на съемочную площадку, где работают над созданием киноленты "Кармен". Однако это не спектакль в спектакле и даже не старая история в новых декорациях. Режиссер использовал другой прием. За 20 минут до начала первого действия на сцене появляется "съемочная группа". Люди расставляют аппаратуру, настраивают камеры, обсуждают что-то между собой, не обращая внимания на публику. Все происходит настолько естественно, что в общем-то и зритель не придает никакого значения происходящему на сцене. Тем временем на заднике, превратившимся в огромный экран, показывают, как проходил кастинг.
К слову, под премьеру на фестивале отвели целых три дня, а потому в спектакле играет несколько составов. Партию Кармен исполняют Екатерина Егорова (Михайловский театр) и Анжелина Швачка (Национальная Опера Украины). В роли Хозе - Калин Братеску (Румыния), Ахмед Агади (Мариинский театр).
Задействованы в спектакле и балетные артисты. Непривычно подвижны и пластичны для оперных певцов исполнители главных партий. Так, Кармен в процессе исполнения выходной арии успевает потанцевать, взобраться на бочку, пройтись по живой лестнице из поклонников. Очень резво она и дерется на ножах со своей соперницей. Не менее подвижен Дон Хозе. Каждый танец является здесь неотъемлемой частью той или иной арии. Вообще, по задумке Георгия Ковтуна, язык оперы в спектакле должен быть переведен на язык танца так, чтобы даже неискушенному зрителю стало предельно понятно все, что происходит на сцене. И если уж арестованная Кармен пытается опутать своими чарами Хозе, то делает это в буквальном смысле - она обвивает его красным цыганским платком. Кстати, именно он как образ некой болезненной связи является ключевым в спектакле. В финале главные герои поют, попеременно заматывая друг друга красным полотном. При этом цыганка старается освободиться, а отвергнутый любовник удерживает ее. Несложно догадаться, что этим же платком Хозе и душит свою возлюбленную.
В концовке невольно ожидаешь, что на сцене вновь появятся люди с софитами и камерами, стукнет хлопушка и прозвучит традиционное: "Стоп! Снято". Но этого не происходит, и над "съемочной площадкой" опускается театральный занавес.
http://www.rg.ru/2011/02/01/reg-volga-kama/karmen.html