25 сен ‘10 12:29 -
http://infox.ru/afisha/theatre/2010/09/24/mariinka.phtmlМариинка предпочитает живых авторов
Гюляра Садых-заде/Infox.ru
«Собачье сердце» запоет. Души оживут. Гергиев займется мюзиклом. Шеф Мариинского театра объявил список грядущих свершений: десять оперных премьер и три балетных. Сезон будет насыщенным. Четыре постановки пройдут на основной сцене, остальные - на сцене концертного зала «Мариинский».
Живые души
Среди оперных названий фигурируют как хрестоматийные, вроде «Фауста» Гуно, «Аиды» Верди и «Орфея» Глюка, так и совсем новые. Удельный вес современных опер в списке премьер впечатляет - три из десяти.
В театре уже давно разучивают партии из «Мертвых душ» Родиона Щедрина, юбилей которого намереваются отмечать широко и разнообразно. В репертуаре уже числится два его балета «Конек-горбунок», «Анна Каренина» и опера «Очарованный странник».
Сюрприз сезона - принято решение поставить оперу бывшего москвича, а ныне парижанина Александра Раскатова. «Собачье сердце» - сочинение новехонькое, с иголочки. Только в конце мая состоялась мировая премьера в Опере Амстердама, а 20 ноября «Собачье сердце» уже пройдет на сцене Английской Национальной оперы, в Лондоне. Ходят слухи, что к произведению Раскатова примериваются в Метрополитен-опера. Мариинский, похоже, встраивается в ряд «очередников». Чем объясняется успех нового опуса, обращением ли автора к популярной повести Булгакова или действительно удачной музыкой, будущее покажет. Фрагмент готовой постановки можно увидеть на сайте Оперы Амстердама.
Раскатов, типичнейший представитель поколения 70−х, в юности отличался довольно живым и бойким даром. Он, например, писал музыку к мультфильмам - смешную и органичную. Не обходил и серьезные жанры, часто исполнялся на фестивалях, типа «Московской осени» и на концертах АСМа. Входил в поколенческий круг «Екимовский-Вустин-Шуть-Тарнопольский», сгруппировавшийся вокруг Эдисона Денисова, был членом так называемого АСМ-2 - «Ассоциации современной музыки», организации, отчасти оппозиционной официальному Союзу композиторов СССР, входившей, однако, в его состав.
Раскатов давно уехал на Запад, примерно, в середине 90−х, и там его карьера сложилась довольно удачно. Возвращение Раскатова в Россию, причем не через родную Москву, но через Питер, факт любопытный с культурологической точки зрения. Получается, что Питер быстрее и гибче реагирует на смену мировой музыкальной конъюнктуры, чем Москва.
Сроки постановки «Собачьего сердца» пока не объявлены. Равно как и дата премьеры «Мертвых душ». Зато известно, что ставить оперу Щедрина пригласили Василия Бархатова и художника Зиновия Марголина. Неразлучный тандем уже ставил в Мариинке «Енуфу» Яначека, «Отелло» Верди и «Братьев Карамазовых» Смелкова.
На начало апреля намечена мировая премьера оперы москвича Михаила Броннера «Пер Гюнт» (по драме Ибсена). Броннер сочинил ее по инициативе французского режиссера Алена Маратра. Именно Маратра занимался продвижением партитуры в театре. Он же, по всей видимости, займется и постановкой в Концертном зале. В спектакле будут заняты молодые певцы-«академисты».
Мариинские коллаборации
Первой премьерой сезона станет опера Яначека «Средство Макропулоса» в постановке маститого Грэма Вика (23 октября). Спектакль - коопродукция с Королевской оперой Дании. Декорации привезут из Копенгагена, дирижер - Михаил Татарников. Проект должны были осуществить еще два года назад, но грянул кризис и нарушил планы.
Вторая премьера намечена на 5 декабря. Это «Фауст» Гуно в постановке Дэвида МакВикара, который в свое время ставил в театре «Макбета» и «Поворот винта» Бриттена. Говорят, что постановка «Фауста» затеяна специально «под» Ильдара Абдразакова, чтобы он блеснул в партии Мефистофеля.
Наибольшая плотность премьер приходится на март-начало апреля и июнь-июль, когда в театре разворачивается грандиозный фестиваль «Звезды белых ночей». В следующем году он начнется позже обычного, 27 мая, зато и продлится до самого конца июля.
В марте Мариинский театр впервые обратится к жанру мюзикла. «Моя прекрасная леди» Фрэнсиса Лоу - коопродукция с парижским театром Шатле. Постановщик - знаменитый Роберт Карсен, один из самых значительных и успешных оперных режиссеров. За пульт встанет сам Гергиев. Очень интересно, как его дирижерская манера проявится на территории мюзикла.
7 и 14 марта - премьеры «Ариадны на Наксосе» Рихарда Штрауса. Лукавая и ироничная «опера об опере», вовсю эксплуатирующая прием «театра в театре», она не так давно шла в Мариинке. На сей раз делать спектакль приглашен австриец Михаэль Штурмингер. Этот сценарист и режиссер не понаслышке знаком с труппой Мариинского. Два года назад ставил «Идоменея» Моцарта, а минувшим летом привез на «Звезды» свою пьесу «Адская комедия» с участием Джона Малковича и мариинских солисток.
В июне на фестивале покажут «Аиду». На постановку позвали команду Цирка дю Солей, во главе с режиссером Даниэле Финци Паской, так что зрелище ожидается феерическое. Пространство Концертного зала дает прекрасные возможности для полетов под куполом и акробатических кульбитов: круговой обзор, высокий свод, ряды поднимаются от сцены пологим амфитеатром.
В июле впервые в истории театра пройдет премьера оперы Бриттена «Сон в летнюю ночь», в постановке дочери легендарного дирижера сэра Георга Шолти Клаудии. Гергиева связывают с семьей Шолти давние дружеские отношения. Шолти поручил Гергиеву дело своей жизни - так называемый «Оркестр мира для мира» (World Orchestra for Peace), составляемый из музыкантов самых разных оркестров американских и австралийских до европейских и русских. Этим летом «Оркестр мира» под управлением Гергиева собирался вновь и выступал в лондонском Альберт-холле, а на следующий день - на Зальцбургском фестивале с малеровской программой. Клаудиа Шолти, впрочем, пока никак не проявляла себя в оперном жанре и больше занималась кино.
Под занавес сезона публике представят «Орфея и Эвридику» Глюка. Раннеклассический шедевр, в котором Глюк впервые попытался применить свои реформаторские идеи, отдан на растерзание режиссуре Мариуша Трелиньского, весьма успешно препарировавшего в позапрошлом сезоне «Иоланту» Чайковского и «Алеко» Рахманинова.
Что касается концертных планов, то пока известно лишь, что к юбилею Малера оркестр Мариинского театра со своим главным дирижером собираются исполнить цикл из всех симфоний композитора на обширных гастролях по Америке. В Питер же 31 октября в рамках года Россия-Франция приедет оркестр Капитолия Тулузы, которым руководит «наш» Туган Сохиев. А 10 октября в Концертном зале выступит знаменитый «старинщик», дирижер Уильям Кристи со своим барочным ансамблем «Артс Флориссан». Они представят пастораль Марка Антуана Шарпантье «Актеон» и оперу Пёрселла «Дидона и Эней». Режиссер - Венсан Буссар.
http://infox.ru/afisha/theatre/2010/09/24/mariinka.phtml