СМИ. ДОХОДЫ МУЗ - " Музыкальный театр - это всегда дорогое удовольствие"

Jul 15, 2010 14:03

Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты...
(с)

В названии предгастрольного интервью г-на Кехмана видна аллюзия на хрестоматийное Служенье муз не терпит суеты. И вот это-то название есть суета сует, ИМХО. Интервью интересно не только подробностями о Михайловском театре
UPD 16:47 ссылка-адрес перестала работать(
===
№26(677) от 12.07.2010 рубрика Жизнь - http://www.profile.ru/numbers/?number=715
Татьяна Филиппова
ДОХОДЫ МУЗ

Российский репертуарный театр способен зарабатывать, но без государственной поддержки ему все-таки не обойтись.

Когда Владимир КЕХМАН - крупный импортер фруктов на российский рынок и инициатор ряда громких девелоперских проектов - занял пост директора государственного учреждения "Малый театр оперы и балета им. Мусоргского", одни увидели в этом стремление подружиться с властью, другие полагали, что предпринимателя заинтересовали принадлежавшие театру репетиционные площади. Сам Кехман в одном из интервью сказал, что для него мотивом стал даже не вид, а запах театра, пришедшего в полное запустение. Став директором, он отреставрировал театр, потратив на это $35 млн собственных средств, и вернул ему дореволюционное название - Михайловский.
   Первый этап реформ, начатых новым директором, ознаменовался рядом скандалов, связанных с отменой заявленных постановок. Из театра ушли главный дирижер Андрей Аниханов, а также Елена Образцова и Фарух Рузиматов, которые должны были возглавлять оперную и балетную труппы. На пост главного дирижера был приглашен Петер Феранец, руководителем балетной части стал Михаил Мессерер. Место директора оперной части до сих пор вакантно. Общественность следит за происходящим с интересом: возможно, здесь отрабатывается модель существования большинства российских театров, которые государство не в силах содержать. В интервью "Профилю" Владимир Кехман объяснил, почему во главе музыкального театра в России должен стоять бизнесмен.

- Владимир Абрамович, может ли российский музыкальный театр стать самоокупаемым?
   - Наверное, может, но я считаю, что это неправильно. Музыкальный театр - это всегда дорогое удовольствие. Музыкальный театр должен представить зрителю то, что он не может увидеть в обычной жизни. Соответственно, это должно быть очень дорогое действие, и оно не может существовать без поддержки государства. Поставить это на поток, как, например, делают многие театры в Европе, которые работают фактически как арендные площадки, для России, я считаю, будет неправильным. У нас могла бы прижиться американская система, которая основана на меценатстве. Сейчас в стране достаточно людей, готовых вкладывать средства в благотворительные и культурные программы, но наше законодательство и система налогообложения не позволяют реализовать такие намерения. О том, что нужны другие законы, которые поощряли бы спонсорскую деятельность, много говорилось в последние 10-15 лет, но принять их не удалось и в ближайшее время, как мне кажется, не удастся, потому что есть сильное сопротивление. Поэтому театр в России должен быть не окупаемым, а успешным. Что я имею в виду, когда говорю "успешный"? Это не только зрительское внимание и полные залы. Театр не должен превращаться в театр какой-то одной личности, отражать чьи-то персональные пристрастия. Если он получает огромные деньги от государства, то фактически должен выполнять государственный заказ. Другой вопрос, что каждый театр должен иметь и свое лицо: академизм Мариинского те-атра - это одно, Большого - другое, Михайловского - третье. Но не должен театр зависеть от одной личности, вот мое убеждение. Должна быть система, которая будет работать, как часовой механизм. Вот это, я считаю, закон успешного театра.
   - А творческий успех здесь играет какую-то роль?
   - Творческий успех напрямую зависит от коллектива. От оркестра, ансамбля солистов, от кордебалета, от хо-ра, от постановочной части. Конечно же, главный дирижер здесь является определяющей фигурой. Вот возьмем Большой театр: он, безуслов-но, имеет выдающийся бренд, который достался ему бесплатно, но не имеет лица. Почему? Во главе нет творческой личности. В отличие от Мариинского театра, ко-торый имеет выдающееся лицо - лицо маэстро Гергиева.
   - Насколько Михайловский театр зависит от спонсорской поддержки?
   - Я вам скажу, что примерно четверть бюджета - это помощь друзей театра, в числе которых и я сам, конечно. Город дает нам приблизительно 320 млн рублей, 156 млн рублей мы получаем от продажи билетов и примерно столько же - в виде спонсорской поддержки.
   - Я помню, Гергиев говорил в одном из интервью, что государственных денег театру хватает только на один новый спектакль.
   - У нас то же самое. Традиция такая - деньги даются на одну постановку в год.
   - А сколько стоит постановка нового спектакля?
   - В среднем 12-15 млн рублей. Но есть более дорогие спектакли. Например, постановка балета "Спартак" стоила нам более 60 млн рублей.
   - Но ведь у вас есть дополнительные источники финансирования. Вы можете, на-пример, сдавать театральный зал в аренду. У вас ведь нередко происходят какие-то сторонние мероприятия, например, вечеринки в рамках Петербургского экономического форума.
   - Это все входит в доходную часть. Но если в первые два года мы сдавали зал в аренду очень часто, то сейчас это происходит редко, а дальше, возможно, и вовсе сойдет на нет. Зритель - а у нас сформировалась своя, причем очень интересная аудитория - полюбил нас как театр, который имеет собственную продукцию. Мы в течение этого сезона подготовили семь собственных премьер - последней будет "Бал-маскарад". Это в условиях, когда в театре нет репетиционной сцены! Другое дело, что полностью ограничиваться собственным репертуаром мы тоже не должны: нужно показывать все самое интересное, что есть в мире. И мы будем это делать, особенно если мы уезжаем на гастроли и у нас освобождается площадка. Вот сейчас, когда балет едет на гастроли в Лондон, нашу сцену займет Театр балета Леонида Якобсона.
   - Зарубежные гастроли - это всего лишь способ рассказать о себе миру или что-то еще?
   - Только это. И еще способ дать нашим артистам возможность получить гонорары, несопоставимые с теми, которые они имеют здесь. И все. Аренда лондонского "Колизеума", где мы будем выступать в июле, стоит 102 тыс. фунтов в неделю. Хотя почти все билеты на наши представления уже проданы, стоимость аренды это не окупит.
   - Сколько получают актеры Михайловского театра?
   - Какой-то одной цифры здесь не назвать. Это государственная схема оплаты труда, которую я считаю не совсем правильной, но она существует. Есть положение - артисты первого положения, второго, третьего. У нас также есть народные, заслуженные артисты. Многие солисты также получают за спектакль. И если они уезжают на гастроли, у них появляются какие-то личные доходы.
   - В России можно встретить два типа театральных директоров: либо диктатор, либо счетовод.
   - Или, как мне сказала Галина Борисовна Волчек: "Про моего директора вообще никто никогда не слышал".
   - А вы к какой категории себя относите?
   - Я предпочитаю ориентироваться на западную систему, в соответствии с которой я, скорее, интендант, потому что участвую в выработке стратегии театра.

http://www.profile.ru/items/?item=30533
http://www.profile.ru/items/?item=30533

интервью, В. А. Кехман, гастроли, СМИ, Михайловский театр

Previous post Next post
Up