"Джон Малкович сыграет спектакль о серийном убийце на сцене Мариинки
Санкт-Петербург. 6 июля. INTERFAX.RU - Известный американский актер Джон Малкович сыграет главную роль в спектакле на сцене Мариинки, сообщает сайт театра.
Пьеса для барочного оркестра, двух сопрано и одного актера "Адская комедия" написана Михаэлем Штурмингером, в 2008 году она шла в США под названием "Соблазнение и отчаяние", а 1 июля 2009 года состоялась премьера полной сценической версии спектакля в венском театре Ронахер.
Сюжет основан на реальной истории Джека Унтервегера - убийцы, признанного поэта, сначала заключенного в тюрьму, а затем помилованного, прославленного писателя и журналиста. Его подозревали в убийстве проституток в Вене, Граце, Праге и Лос-Анджелесе. Затем он исчез из Вены и бежал в Соединенные Штаты, был арестован в Майами, отправлен в Австрию, обвинен в 11 убийствах, и, в конце концов, покончил жизнь самоубийством.
Спектакль дадут на сцене Концертного зала Мариинского театра 11 июля."
http://interfax.ru/culture/news.asp?id=144150===
UPD. 10 июля - еще анонс
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1400255&NodesID=8 Театр одного убийцы
// Михаил Трофименков об "Адской комедии" с Джоном Малковичем
Журнал «Weekend» № 26 (172) от 09.07.2010
1 из 5
Фото: REUTERS/Morris Mac Matzen
Михаэль Штурмингер вынес в название своего разбавленного оперными ариями моноспектакля его жанр - адская комедия. Жанр идеально подходит Джону Малковичу, для которого пьеса и была написана. Универсальный актер-интеллектуал - один из лучших комиков мира, достаточно вспомнить "После прочтения сжечь" (2008) братьев Коэн. Но после ролей Вальмона в "Опасных связях" (1988) Стивена Фрирза и психопата-убийцы Митча Лири в триллере "На линии огня" (1993) Вольфганга Петерсена умнице Малковичу сопутствует декадентская, инфернальная аура. Его Джекил-Хайд, живописец Климт и режиссер Мурнау, снимающий в роли Носферату настоящего вампира, безусловно, великолепны, но явная обида на устоявшееся адское амплуа сквозит в голосе актера, когда он заявляет, что отлично сыграл бы Екатерину Великую.
Ну и моноспектакль - идеальная форма для Малковича, обладателя одного из самых выразительных актерских голосов: по определению газеты The Guardian, тягучего, носового и слегка оргазмического.
Штурмингер не сошел с проторенного пути: в его пьесе Малкович играет Джека Унтервегера (1950-1994), серийного убийцу, повесившегося в камере сразу после того, как он был приговорен к пожизненному - без права освобождения - сроку за убийство девяти проституток; еще два убийства присяжные сочли недоказанными, да и в отношении доказанных разделились в пропорции 6:2.
На лице Штурмингера, как любого уважающего себя австрийского интеллектуала, будь то Михаэль Ханеке или Эльфрида Елинек, неизменно читается отвращение к Австрии, австрийцам и человечеству вообще. История Унтервегера - идеальное подтверждение такого отвращения. Сын безымянного джи-ай рос под опекой деда, по его словам, садиста и алкоголика. С отрочества мыкался по тюрьмам. Первую, 18-летнюю жертву задушил в 1974 году, за что получил первый пожизненный приговор, замененный на 25-летнее заключение с 15-летним испытательным сроком.
Однако его история отличается от других подобных историй черным комизмом. Дело в том, что Унтервегера поднимали в Австрии на щит как идеальный пример исправления и интеграции преступника в общество. Написанные им в тюрьме рассказы, стихи и автобиография, на которой основана "Адская комедия", привлекли внимание литераторов во главе с будущим нобелевским лауреатом Елинек, они ходатайствовали за его освобождение.
ФОТО: REUTERS/Morris Mac Matzen, REUTERS/Morris Mac Matzen
Унтервегера не только выпустили в мае 1990 года, но и взяли на работу в солидный журнал, по заданию которого он отправился в Калифорнию писать о криминальной ситуации и разнице отношения к проституции в Европе и Америке. Полиция Лос-Анджелеса всячески ему помогала, привлекала к участию в облавах. Между делом он задушил трех девиц в дополнение к шести убитым на родине до отъезда в командировку. Действительно, обхохочешься.
Тема преступления и творчества, преступления как творчества и творчества как преступления бесконечно увлекательная, но похоже, что ложная. Никакие обобщения в этой области невозможны, каждый новый казус опровергает предыдущий. В истории Унтервегера замечательно как раз то, что писательское сообщество, очевидно, вдохновленное воспоминаниями о том, как Жан-Поль Сартр спас гениального вора - но не убийцу - Жана Жене, второй раз за десять лет наступило на одни и те же грабли. В 1981 году Норман Мейлер способствовал и радовался освобождению убийцы-писателя Джека Эббота (1944-2002), вступившего с ним в переписку под впечатлением от книги живого классика "Песнь палача". Через шесть недель после выхода на волю Эббот прикончил после случайного конфликта в придорожном кафе 22-летнего парня, по иронии судьбы начинающего актера и драматурга. Как и Унтервегер, Эббот повесился в тюрьме, но не сразу, а отбыв за решеткой 21 год.
Вот кого бы Малкович сыграл упоительно, так это обобщенное "писательское сообщество", вынужденное, как шеф ЦРУ в финале "После прочтения сжечь", задаться вопросом: "Что это мы такое сделали?"
Санкт-Петербург, Мариинский театр, 11 июля, 19.00
UPD 15 июля: рецензия В. Раннева в Ъ -
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1419382&NodesID=8