Да, В. А. Гергиев не только гениальный дирижер, но и хозяин. Прощай, московский конкурс им. П. И. Чайковского.
Большой зал ожидания
// Культурная политика
Газета «Коммерсантъ» № 114 (4414) от 29.06.2010
Фото: Юрий Мартьянов/
Коммерсантъ Завтра, 30 июня, под председательством Валерия Гергиева состоится очередное заседание оргкомитета XIV Международного конкурса имени Чайковского. По сведениям "Ъ", на повестке дня вопрос о Большом зале консерватории и о возможном "уходе" из Москвы части конкурсных событий.
Суть вопроса такова: с открытием Большого зала консерватории после ремонта мы можем к конкурсу не успеть. Поэтому (или в том числе поэтому) необходимо рассмотреть вариант переноса двух конкурсных состязаний из четырех (фортепиано, скрипка, виолончель, вокал) в Санкт-Петербург, чтобы на всех хватило площадок для прослушивания. При этом из Москвы почти со стопроцентной гарантией уйдет конкурс по вокалу - нет необходимости объяснять, как рад будет Валерий Гергиев принимать его у себя в театре,- а также, вероятно, и скрипичный конкурс.
Даже в качестве просто темы для размышления это выглядит настолько дико, что предлагаемую причинно-следственную связь можно и не принимать во внимание. Большой зал консерватории - один. Как его недоступность может оправдать разделение конкурса между Москвой и Петербургом? Хотя по отдельности впечатляют и оба пункта. Во-первых, судьба Большого зала. Его сначала собирались реставрировать после предыдущего конкурса Чайковского (с масштабной реконструкцией и расширением всего комплекса консерваторских зданий), потом отложили дело до следующего конкурса, который, как первоначально полагали, пройдет в 2010 году. Затем конкурс перенесли на 2011 год. Два года назад тогдашний ректор консерватории Тигран Алиханов заявил, что откладывать реставрацию нельзя, потому что "там начнет что-нибудь отваливаться", и в итоге реставрацию самого зала решено было провести до начала конкурса. Кое-какие работы по укреплению фундамента и перекрытий вели в течение всего прошедшего сезона, а в конце мая закрыли на год сам зал.
И вот теперь, едва прошел месяц с этого момента, внезапно выясняется, что ни высокий государственный патронаж вкупе со средствами из Минкульта (все-таки конкурс Чайковского по-прежнему числится одним из главных музыкальных событий федерального значения), ни активное участие Юрия Лужкова и московского стройкомплекса не гарантируют того, что работы будут завершены в срок. Даже если этот срок - дата начала конкурса, которого, как принято у нас считать, с нетерпением дожидается весь мир и от которого в том числе зависит и национальный престиж.
Это нелепица, причем довольно постыдная, но даже если и так - за вычетом Большого зала консерватории в Москве все-таки остается достаточное количество залов, где можно организовать прослушивания. Причем, безусловно, с несопоставимо меньшими административными и финансовыми затратами, чем при переносе половины конкурса в Петербург: понадобится устраивать второй штаб, организовать курсирование функционеров между двумя городами, учреждать дополнительные подряды и так далее. Как будут при этом знакомиться с конкурсными событиями пресса и публика, в этом случае, видимо, никого не волнует, и опять возникает неприятное ощущение того, что чем менее прозрачна организация конкурса, тем лучше для организаторов. Если "московско-питерский" вариант действительно пройдет, то вместо укрепления своего престижа, о котором конкурс безуспешно твердит годами, он окажется лицом к лицу с очередными имиджевыми потерями, причем фундаментальными и очевидными для самой что ни на есть широкой аудитории: страна, получается, распишется в том, что она не в состоянии обеспечить конкурсу нормальные условия для работы в своей столице, там, где этот конкурс проходит вот уже более пятидесяти лет.
Сергей Ходнев
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1399488&NodesID=8 ===
Валерий Гергиев отобрал у Москвы голоса
// Конкурс имени Чайковского поделили между столицами
Газета «Коммерсантъ» № 116 (4416) от 01.07.2010
1 из 4
Фото: Григорий Собченко/Коммерсантъ
В Министерстве культуры вчера прошло заседание оргкомитета XIV конкурса имени Чайковского. Как и опасался "Ъ" (см. номер от 29 июня), события разворачиваются по самому скандальному сценарию. Большой зал консерватории, неотъемлемая часть самого бренда конкурса имени Чайковского, откроется неизвестно когда, а конкурс наполовину переедет из Москвы в Петербург. На брифинге, где были оглашены эти сведения, побывал СЕРГЕЙ ХОДНЕВ.
Как сообщил возглавляющий оргкомитет Валерий Гергиев, "сейчас денег на реконструкцию Большого зала консерватории нет" (опустим завесу милосердия над проблемой того, куда они подевались). Когда будут - неизвестно. Может быть, к концу года что-то будет, но за шесть месяцев точно не поспеть. То, что маэстро Гергиев чуть ли не с мстительным удовольствием говорил об этом абсурде и сетовал на, что, мол, если свяжешься в крупном строительстве с казенными деньгами - на оперативность не рассчитывай, по-человечески очень понятно, если вспомнить, как причудливо обстоят дела со строительством Мариинки-2. Но конкурс имени Чайковского тоже проводится совсем не только на спонсорские деньги: где гарантии, что и там со средствами не будут происходить чудеса иллюзионизма?
По итогам брифинга возникало ощущение, что едва ли не единственная гарантия того, что конкурс вообще пройдет на каком-то приличном уровне - это сам Валерий Гергиев. Он договорится с потенциальными членами жюри, он пригласит со всего мира важных гостей, он обеспечит своим именем внимание международной прессы, под него, разумеется, дадут деньги.
В общем, педагоги Московской консерватории (да и педагоги вообще) принципиально отодвинуты на второй план.
Важный член оргкомитета, американец Ричард Родзинский, отрапортовал о введении новой системы голосования, основанной на расчете кривых дивергенции (что бы это ни значило), и о будущем появлении на сайте системы электронной подачи заявок, которую за большие деньги разработали немецкие программисты (смысл, правда, не очень ясен, потому что свои записи заявляющимся все равно придется посылать почтой). Обещаны международные теле-, радио- и веб-трансляции событий конкурса и сотрудничество со звукозаписывающими лейблами Deutsche Grammophon и Mariinsky. Было также заявлено, что конкурс озабочен не столько тем, чтобы вручить лауреатам премии, сколько тем, чтобы обеспечить их карьеру - именно с этой целью на конкурс приглашены дирижеры уровня Риккардо Мути, Мариса Янссонса и Курта Мазура. ("Поверьте, они могут сделать больше, чем все агенты мира",- прибавил Валерий Гергиев.)
Но за организаторские способности и авторитет шефа Мариинского театра конкурсу придется заплатить очень дорогую цену - в Москве останутся только состязания пианистов и виолончелистов, а конкурсы певцов и скрипачей переезжают в Петербург. Это вызывает шквал вопросов хотя бы практического свойства. Как к ним подходят, ясно из того, что на вопрос о том, как же пресса в этом случае сможет следить за ходом конкурса в целом, маэстро ответил: "А в Петербурге тоже есть журналисты". А потом в ответ на еще один каверзный вопрос сказал как отрезал: "Станьте председателем оргкомитета, а потом мы вас послушаем".
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1405145&NodesID=8