Большой театр продолжает "венскую" тему, заявленную в нынешнем сезоне постановкой "Воццека" А. Берга, и выпускает на сцену "
Летучую мышь" Иоганна Штрауса, квинтэссенцию оперетты как жанра - и Вены как культурного мифа. Эта оперетта, столь любимая ведущими оперными театрами, знаменитыми певцами и очень "серьезными" дирижерами (в числе которых такие исполины, как Герберт фон Караян, Карл Бем, Карлос Кляйбер, Николаус Арнонкур, Андре Превен) в Большом не шла никогда.
И она-то как раз вылетит на сцену Большого благодаря очень молодой команде постановщиков. Это швейцарский дирижер Кристоф-Маттиас Мюллер, руководитель Симфонического оркестра Геттингена, известный московской публике по выступлениям с Российским национальным оркестром, и совсем юный, но успевший обратить на себя самое пристальное внимание режиссер Василий Бархатов. Господин Бархатов поставил уже пять спектаклей на сцене Мариинского театра! Причем, дебютной его работой стала оперетта - "Москва, Черемушки" Д. Шостаковича. Поставив же в мюзикл "Шербурские зонтики" в петербургском театре "Карамболь", он стал номинантом нынешней "Золотой маски" (за оперные постановки уже тоже номинировался дважды). Так что наш режиссер, безусловно, имеет вкус к так называемому "легкому жанру").
По его собственным словам, в своей постановке "Мыши" ему хотелось подчеркнуть остроту классического сюжета "комедии переодеваний" и выделить "оперную" тему этой оперетты. Но это "признание" никак не передает тот фонтан режиссерской мысли, который по достоинству можно оценить, только оказавшись в зрительном зале. Обещаем, действие будет очень живым - даже для такой живой "пьесы".
Василий Бархатов: "Летучая мышь" производит ложное впечатление сочинения простого и бесхитростного - в действительности оно очень конструктивно сложно. Для меня эта партитура своего рода музыкальный "Код да Винчи", в ней зашифровано невероятное количество информации. История Европы, национальные конфликты, социальные спарринги - обо всем этом Штраус умудряется говорить смеясь. ...
Это произведение о глобальном разрушении границ. О том, что все человеческие законы и заповеди можно легко нарушить, извиниться, свалив все на затуманившее рассудок шампанское ..., отряхнуться - и пойти дальше"*.
Что касается оформления спектакля, то в технологическом плане его можно расценить как настоящий вызов театрально-декорационному искусству. На монтировку отведено рекордное количество времени: Новая сцена будет закрыта для публики на две с лишним предпремьерные недели. Столь высокотехнологичные декорации придумал известный театральный художник Зиновий Марголин, обладатель всевозможных театральных премий и наград, среди которых и "Золотая маска", и "Хрустальная Турандот".
Для знаменитого кутюрье Игоря Чапурина, который одевает персонажей "Летучей мыши", это уже четвертая работа в Большом театре - но первая в "оперном" жанре. В том смысле, что не в балетном. А это немаловажно: на сей раз фантазия модельера не будет ограничена спецификой балетного костюма, и развернется уже во всю свою мощь, тем более что и сам сюжет этому очень благоприятствует.
Световую партитуру создает Дамир Исмагилов, а хореографическую - Денис Бородицкий, мастер "контемпорари", с которым Василий Бархатов уже сотрудничал (как, впрочем, и с Зиновием Марголиным).
Воплощать идеи молодой постановочной команды будет "молодежная" команда певцов. Это
очаровательные Розалинды - Динара Алиева (публика Большого слышала ее в "Турандот") и солистка Белорусского театра оперы и балета Анастасия Москвина; не менее прекрасные исполнительницы партии Адели - солистки Большого театра Анна Аглатова и Дарья Зыкова; и очень разные Айзенштайны - английский баритон Уильям Дейзли, тяготеющий к музыке XX века, и хорватский тенор Крезимир Шпицер, преимущественно исполняющий музыку барочную (известен московской публике по недавнему выступлению в заглавной партии моцартовского "Идоменея"). Партию доктора Фальке исполнят Эльчин Азизов (Большой театр) и Игорь Головатенко ("Новая опера"), Князя Орловского - солистки Большого Елена Манистина, Светлана Шилова и англичанка Анна Стефани (недавно успешно выступившая с оркестром "Новая Россия"), Альфреда - уже полюбившийся москвичам австралийский тенор Эндрю Гудвин (один из постоянных Ленских Большого) и очень молодой солист Самарского театра оперы и балета Анатолий Невдах.
Помимо дирижера-постановщика К.-М. Мюллера, за дирижерский пульт встанет также дирижер Большого театра Михаил Грановский.
Премьерная серия представлений пройдет 17-21 марта 2010 г.
* Из интервью Василия Бархатова Дмитрию Ренанскому. Полностью текст будет опубликован в буклете к спектаклю.