Екатерина БЕЛЯЕВА
Санкт-Петербург - Москва
Сцена из спектакля "Лебединое озеро"
Моду на официальные презентации театральной продукции ввел Алексей Ратманский в свою бытность худруком балета Большого театра. На Западе такие акции приняты во многих театрах. Инициативу Ратманского, ныне в Большом не возобновляемую, подхватил директор петербургского Михайловского театра Владимир Кехман. Театр уже в мае объявил о новых назначениях: на пост музыкального руководителя пришел словацкий дирижер Петер Феранец, а на должность главного балетмейстера - знаменитый педагог и постановщик Михаил Мессерер. Оба лидера уже начали работу с коллективами, и на прошедшем гала-концерте для "людей искусства" и журналистов были показаны фрагменты постановок, которые будут явлены публике в начале следующего сезона.
С оперой, которая заняла добрых два часа второго отделения концерта, на самом деле ничего пока не понятно. Есть желаемые названия - "Жидовка" Галеви, "Русалка" Дворжака, "Бал-маскарад" Верди. У "Русалки" даже известен день премьеры (30 октября) и режиссер Игорь Коняев, до сего момента занятый драматическими постановками в разных театрах Петербурга. Всего остального, увы, пока нет и не предвидится. Кто из имеющихся в театре певцов потянет сложнейшие партии сопрано и тенора?
Кусочки из "Жидовки" выглядели беспомощно, хотя я не возьмусь критиковать нового маэстро Феранеца, так как времени для работы с оркестром Михайловского театра, имеющим не самую лучшую репутацию в городе, у него было маловато.
Анонс "Бала-маскарада" выглядел более убедительно, так как нашелся неплохой Ренато - достаточно перспективный баритон Роман Бурденко. Но будущим Амелии и Ричарду (Мария Литке и Дмитрий Головнин) нужно много работать, прежде чем браться за такие ответственные партии. На спектакле присутствовала Елена Образцова, чье авторитетное мнение при составлении репертуара учитывает директор: примадонна рассеянно глядела в оркестровую яму и на сцену, явно не одобряя услышанное.
С оперой в Михайловском театре явно нужно что-то делать и срочно. К презентации сезона подготовили очень стильный буклет, хотя и не с оригинальным дизайном. Говорят, что Кехману близко все английское. Это похоже на правду, если верить красивой книжечке а-ля Королевский театр Ковент Гарден. Вот бы Кехман решился поучиться у англичан радикальности и уволил бы всю оперную труппу и взял назад только тех, кто сможет конкурировать с приглашенными солистами. Это, конечно, из области мифического, но вдруг...
А первый балетный акт во всех отношениях порадовал. И качественной работой постановщика, и усердием репетиторов. Приятной новостью стало известие, что в театр в качестве педагогов пришли работать Жанна Аюпова и Людмила Ковалева. Михаил Мессерер грамотно осуществляет в Петербурге свою мечту - он ставит "Лебединое озеро", которое украшало сцену Большого театра в 50 - 60-е годы прошлого века. На концерте была показана вторая - лебединая - картина, и уже 15 сентября на суд публики будет представлен целый балет. Репетиции идут полным ходом. В партии Одетты - Екатерина Борченко, в партии принца Зигфрида - Марат Шемиунов. Особенностями этого "Лебединого", которое помнят по записям с Майей Плисецкой, являются вставки Александра Горского, петербургского, а затем московского балетмейстера, ныне несправедливо забытого. Некогда он не побоялся внести "поправки" в знаменитые лебединые сцены Льва Иванова. Хореографический текст второй и четвертой картин его "Лебединого озера" существенно иной, хотя для неспециалистов заметны, скорее, другие особенности этого балета: почти драматическая эмоциональность лебедей, непривычная амплитуда пор де бра и легкая несинхронность в лебединых построениях. Сам Михаил Мессерер любит эту версию за ее необычайную музыкальность и великолепие характерных танцев. Уверена, что спектакль, когда его в сентябре увидят русские зрители, а следующим летом и английские, вызовет резонанс. Хотя бы потому, что Мессерер и команда умеют качественно работать, что не раз было замечено и в Большом театре, и в том же Михайловском в прошлом году. Не стоит говорить об этом "Лебедином озере" только как о реконструкции легендарного московского спектакля. Его канва и особенности будут бережно сохранены, но энергия и жизнь вольются только благодаря таланту постановщика, который говорит на языке XXI века. Будем ждать.
Газета "Культура" №30 (7693) 6-12 августа 2009г. -
http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=845&rubric_id=207&crubric_id=100442&pub_id=1059650