"У нас нет словаря танца"
Хореограф Уильям Форсайт в интервью "Газете"
http://gzt.ru/culture/2009/04/09/223009.html Для поклонников балета Уильям Форсайт - первый, кого бы они пригласили на ужин. Он жизнелюбив, дружелюбен, ироничен. Наша беседа длилась всего час, и за это время мы успели обсудить целую палитру тем - от теории струн до гностицизма, от Бейонсе и Мадонны до Шекспира и Баха. Недюжинный аппетит к жизни во всех ее проявлениях - качество, которое он привносит и в свою хореографию. Его постановки невозможно понять в теории, только на практике.
Мы встретились во Франкфурте-на-Майне, одном из двух городов, где находятся офисы The Forsythe Company и где идут две его новаторские работы: «Гетеротопия» и «Анголоскуро». «Гетеротопия» требует от зрителей постоянного перемещения по двум залам; бурное действие, разворачивающееся в первом, большом, зале, предвосхищает саундтрек медленного движения во втором. «Анголоскуро» выглядит как подспудный вариант на тему первой постановки.
Обе пронизаны юмором, а кроме того, обостренным ощущением момента, выходящим за границы понимания. Обе выстроены в стилистике насыщенного в смысловом плане, «бесшовного» движения, бесконечно сложного и при этом кажущегося естественным.
Форсайт считает свою сегодняшнюю деятельность отходом от сильно затянутых мощных неоклассических постановок, принесших ему славу в начале карьеры, постановок, которые сегодня фигурируют в репертуарах лучших танцевальных компаний мира. Для самого Форсайта все они - ступени одной и той же лестницы. «Я просто исследую хореографию на практике», - говорит он.
Пластичный, активный Форсайт в этом году перешагнет 60-летний рубеж, наслаждаясь новой для себя ролью дедушки. Некоторые танцовщики в его компании - новички, другие перешли с ним из Франкфуртского балета на теперешнее, более скромное место работы.
«Я действительно люблю своих танцовщиков, - говорит он. - Они для меня скорее как семья». Работая с ними вместе, он задает себе новые вопросы и находит новые ответы.
«Балет бесконечно интересен. Я по-прежнему люблю его до безумия, но теперь у меня другие артисты, и поэтому я работаю иначе. Я стараюсь, чтобы мои предложения заинтересовали именно эту труппу, именно на этом этапе их жизни и карьеры».
В самом начале своей профессиональной деятельности Форсайт пытался понять возможности человеческого тела. Теперь его интересует, зависит ли хореография - «изощренная форма организации действия» - от танца. Могут ли идеи танцевать?
«Нельзя же говорить постоянно одно и то же, - говорит он со своей живой, ироничной улыбкой. - Ты постоянно ищешь новые возможности и никогда не уверен, как люди это воспримут. Ты не можешь это предвидеть».
Отправная точка работы Форсайта в этом сезоне - его неугомонный ум. В основу одной из новых постановок - «Ты сделал(а) из меня монстра» («You made me a monster»), где зрители и танцоры выстраиваются в фигуру, похожую на человеческий скелет, положены личные воспоминания мастера. Истоки другой - «Разсоздания» («Decreation») - в работах «потрясающей писательницы» Энн Карсон.
«Город абстракций» - инсталляция, фиксирующая уходящие мгновения, которые поочередно транслируются на гигантском экране. В Лондоне ее странствия начались с галереи Тейт и закончилась популярным ночным клубом Fabric, в других городах она выставлялась в деловых центрах и на автобусных станциях.
«У нас были бабушки, размахивающие костылями, люди, размахивающие своими сумками, - смеется Форсайт. - Постепенно вы начинаете видеть себя с абсолютно других, коварных сторон. И люди очень быстро это понимают».
Нечто подобное обещает и инсталляция «Разрозненная толпа» («Scattered Crowd»), выставленная в Midland Goods Shed. Работа представляет собой 7 тыс. надутых гелием шаров. Задача и смысл инсталляции - увидеть, как зрители будут среди них пробираться. Еще одна работа «Нигде и повсюду одновременно» («Nowhere and Everywhere at the Same Time») - это 17 танцоров, разговаривающих в пространстве, заполненном тикающими 200 маятниками. В «Аддитивной инверсии» ("Additive Inverse"), размещенной в лондонской галерее South London Gallery, зрителей ожидает танцор, идущий по стене.
Все инсталляции показывают глубокий интерес Форсайта к тому, как разные люди воспринимают движение.
«У нас нет шкалы оценок, нет словаря танца, - говорит он. - Оценки - это определенные схемы. Вы берете один комплекс идей и помещаете их в другой комплекс идей. Вы ищете соответствия. Зал с маятниками - это своеобразная шкала, и весь вопрос в том, как вы ее воспримете. Зал с шарами - тоже шкала, и у зрителей есть возможность участвовать в ее создании. С моей точки зрения, это одна из самых интересных вещей в искусстве. Тут каждому приходится делать какие-то скачки, пусть и небольшие. Бесконечные интерпретации в конечном счете приведут из одной области в другую».
На прошлой неделе он вывел свои поиски критериев танца на абсолютно новый уровень, запустив сайт Synchronous Objects for One Flat Thing (Синхронные объекты для одной плоскости), созданный совместно со специалистами Университета штата Огайо. Там можно увидеть одну из работ Форсайта. При помощи цифровых устройств можно рассмотреть ее сложную конструкцию.
Форсайт рассказывает об одной американской девушке-блогере, которая раскритиковала мастера за то, что он интересуется идеями, а не эмоциями. «Я написал ей, что мне просто посчастливилось быть одним из тех, кто считает идеи удовольствием. Многим это недоступно, поверьте мне. Если танец будет просто рассказывать истории на сцене, то он скатится до уровня детских книжек. Танец - благодатное поле для деятельности. И он не должен терять этого статуса».
©
The Daily Telegraph, UK, 2009
Полностью интервью Уильяма Форсайта читайте на сайте
www.domoy.net 09.04.2009 / САРА КРОМПТОН
Материал опубликован в "Газете" №63 от 10.04.2009г.
http://gzt.ru/culture/2009/04/09/223009.html