Impressing The Tzar, 29 марта 2009, 14 час. Королевский балет Фландрии.

Mar 30, 2009 17:13

Как он многослоен, этот балет. Он наполнен не только новой хореографией, но и связывает с ее помощью эпохи и ипостаси человека - по-моему, это один из признаков гениальности - быть современным разным эпохам.
Его можно воспринимать с точек зрения разных ипостасей, и, в зависимости от увиденного, считать, что он "остался в восьмидесятых годах прошлого века", или "гениально", "неповторимо".
Можно увидеть в нем затянувшуюся репетицию балета, где одно и то же движение или ту же музыкальную тему протанцовывают разных стилях - кл.балет, модерн, Форсайт, улица.
Можно увидеть разрушительное влияние советской империи на человеческую личность, нивелирующую homo sapiens, вплоть до бесполого унифицированного человека.
Можно увидеть неполиткоррекную боязнь преобладания азиатской составляющей численности населения Земли в условиях глобализации.
Мне показалось, что это краткая история развития культуры - со времен рождения балета как жанра искусства.
1 - Балет как жанр, возникший из роскоши королевского/царского двора, использовал в своем арсенале все достижения культуры того времени, в частности, опиравшейся и на античную греческую или римскую. Центральным персонажем Ф. кажется пришедший оттуда Купидон-Эрот-Амур с его стрелами (любви). Хотя на переднем плане справа на столе-помосте фигурирует еще один известный мифологический персонаж - Атлант, он держит небо. Вместо яблок из сада Гесперид появляются Золотые вишни)))
Если в начальной стадии балета Ф. (или искусства балета, или истории культуры - как хотите, так и считайте) Амур был движущей силой развития интриги, разил своими стрелами всех направо и налево всех танцующих, то к Средним векам (это на сцене справа от зрителя ))) вошел в число греховных помыслов, - вот и на сцене слева танцуют, справа черти вилами тащут их (в ад). В первой части, мне кажется, время и различные пространства смешались: на сцене слева то танцуют в пышных роскошных нарядах, то в трико Золотых вишен; справа - то черти тащат грешников в ад, то трещит актрисочка по телефону. И если слева на сцене преобладает антикварный рембрандтовский коричневый колорит, то справа - основное - коричнево-белые ромбы голландской плитки пола, известной по картине Ге. Но и там и тут танцующие калейдоскопически образуют буквальные цитаты, эпизоды картин Босха, Брейгеля и т.д. Затем начинают появляться административные работники (офисный планктон), их легко отличить по унифицированной одежде (темный низ, белый верх, галстух), - им тоже хочется танцевать, они повторяют, как умеют, танцы других, сводя движения к нескольким улично-танцевальным. Число администр.танцующих увеличивается, Купидон стрелами поражает многих, пары занимаются танцем или исчезают, попадают на вилы и т.д. Головокружительная феерия, кошачьи движения, немыслимые "разъятые" классические па. Кстати, в какой-то момент бедняжку Атланта стащили с помоста, и, разложив на том же столе, стали изучать - как на "Уроке анатомии", а небо с его плеча еще раньше кто-то утащил. Офисные пытаются тоже пользоваться ценностями предшественников, им это удается, но на уровне первобытном: используют 2-3 движения и что-то блестящее золотом, погоня за Золотыми вишнями и т.д.
2 - Золотые вишни, отличаются от Мариинских. С In the middle у меня буквально импринтинг - блестящий вариант Мариинки, привезенный с Пробуждением Флоры в прошлом голу на ЗМ, как отдельный балет нельзя сравнить ни чем! Но вариант Мариинки поставлен гораздо позже первоначального варианта, он более зрелый, наверное. У фламандцев In the middle выглядит частью целого, видимо он сделан именно как часть Impressing The Tzar. Нет остроты мариинского буквально ядерного взрыва, есть репетиция балета, кошачьи движения и отношения между людьми в труппе - под Золотыми вишнями/яблоками Гесперид.
3 - Вообще-то этот Царь начинен, нашпигован философским смыслом - и еще это одновременно балет и зрелище, так мне показалось. Аукцион, на котором распродают культурные ценности предыдущих эпох, уже покрытые гламурной позолотой попкультуры в предыдущих частях балета, на меня произвел впечатление ожившей и переместившейся во времени на полтысячи лет картины Босха. Стрелы Купидона вместо карандашей. Соответственно изменилась тематика - вместо Страшного суда топрейтинг новостей. Число офисных велико, но и раритеты для продажи еще есть. (Последним аукционистка=Вирджиния Хендриксен, за хорошую цену, продает своего возлюбленного)
4-5 - Остались одни офисные. 100 маленьких гиллем и 200 малифантов, унисекс, у всех белый верх-синиеюбки - они, со своими 3 движениями, цепями вьются по сцене, заполнив ее целиком - одинаковые, сопровождаемые восточной музыкой, вокруг упокоенного Купидона. Горды своим танцем. Купидон сделал еще попытку сразить кого-нибуль своими стрелами - увы.
===
Фсе.
--

ЗМ, Форсайт, impressing the tzar

Previous post Next post
Up