http://bolshoi.ru/ru/theatre/people/detail.php?act26=info&id26=368 Алексей Ратманский
Заслуженный артист Украины
Хореограф
Художественный руководитель балетной труппы
Биография
Родился в Ленинграде. В 1986 г. окончил Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии), где занимался у педагогов А. Маркеевой и П. Пестова, далее учился на балетмейстерском факультете ГИТИС (ныне РАТИ - Российская академия театрального искусства).
1 января 2004 года был назначен художественным руководителем балета Большого театра.
Карьера танцовщика
С 1986 г. по 92-й и с 95-го по 97-й был солистом балетной труппы Киевского театра оперы и балета (Национальной оперы Украины) имени Т. Г.Шевченко, где исполнял ведущие партии в балетах классического репертуара.
С 1992 г. по 95-й работал в Канаде, в Королевском Виннипегском балете. В этой труппе в его репертуар вошли балеты Дж. Баланчина, Ф. Аштона, Э. Тюдора, Дж. Ноймайера, Р. ван Данцига, Т. Тарп и других хореографов.
В 1997 г. был принят в Королевский Датский балет, где исполнял ведущие партии в балетах Августа Бурнонвиля - главного балетмейстера всех времен этого театра, в других балетах классического репертуара, а также значительно пополнил свой репертуар произведениями современной хореографии. Работал с хореографами Матсом Эком, Иржи Килианом, Джоном Ноймайером, Морисом Бежаром, Питером Мартинсом, Кевином О'Дэем, Стивеном Уэлшем.
Среди исполнявшихся им балетов:
"Сюита в белом" на музыку Э. Лало (хореография С. Лифаря)
"Симфония до мажор" на музыку Ж. Бизе (хореография Дж. Баланчина)
"Рубины" на музыку И. Стравинского (хореография Дж. Баланчина)
"Концерт" на музыку Ф. Шопена (хореография Дж. Роббинса)
"Манон" на музыку Ж. Массне (хореография К. Макмиллана)
"Одиссея" Дж. Курупоса в постановке Дж. Ноймайера
"Парижское веселье" на музыку Ж. Оффенбаха в постановке М. Бежара
"Трава" на музыку С. Рахманинова в постановке М. Эка
"Закрытый сад" на музыку народных испанских песен в постановке Н. Дуато
Алексей Ратманский стал первым исполнителем партий в балетах:
М. Годдена - "Отражения" на музыку М. Равеля, "Темнота между нами" на музыку А. фон Веберна;
Т. Раштона - "Сладкие жалобы" на музыку Ф. Горецки,
"Рефрен" и "Номады" на музыку А. Пярта, "Dominium" на музыку Ф. Гласса;
А. Ляркесен - "Шостакович, op.99".
Выступал с Большим театром, "Имперским Русским балетом". Был партнером Майи Плисецкой в балете "Послеполуденный отдых фавна" на музыку К. Дебюсси (хореография В. Нижинского).
Карьера хореографа
Первые опусы были созданы им практически сразу же по окончании училища, когда он танцевал в театре им. Т.Г. Шевченко. Номера Ратманского - например, "Юрлиберлю" или "Взбитые сливки" (этот номер был поставлен уже в Виннипеге) - часто входили в программу московских концертов балета и вызывали симпатии у публики. Начальный этап московской карьеры Алексея Ратманского во многом связан с фирмой "Постмодерн-театр", организовывавшей его гастрольные выступления, например, с известной канадской балериной Эвелин Харт в "Жизели" (1997 г. ), и продюсировавшей его балеты, созданные для Нины Ананиашвили.
По заказу последней был поставлен балет "Прелести маньеризма". Среди солистов балетной труппы Большого театра, занятых в балете Ратманского "Сны о Японии", также фигурировала Ананиашвили. Она же исполнила заглавную роль в первой редакции балета "Леа", поставленном Ратманским по знаменитой пьесе С. А-нского "Дибук", которую прославили в свое время московский еврейский театр "Габима" и Евгений Вахтангов и которая подстегнула вдохновение Леонарда Бернстайна, написавшего балет на этот сюжет.
После успеха своего балета "Каприччио", вошедшего в программу молодежных "Новогодних премьер" Большого театра, Ратманский получил приглашение сотрудничать с Мариинским театром. К этому времени он уже был солистом Королевского Датского балета, где тоже довольно скоро начал проявлять себя в качестве хореографа, после чего ему открылась дорога и на другие европейские и американские сцены.
В 2003 г. Ратманскому было предложено поставить полнометражный балет в Большом театре, и эта постановка, в результате, принесла ему назначение руководителя Большого балета. Первым балетом, поставленным им в Большом театре в новом качестве худрука труппы, стала вторая редакция балета "Леа".
Алексей Ратманский поставил более двадцати балетов и концертных номеров, среди которых:
"Поцелуй феи" И. Стравинского (Киевский театр оперы и балета, 1994 г., Мариинский театр, 1998 г. )
"Прелести маньеризма" на музыку Р. Штрауса ("Постмодерн-театр",1997 г. )
"Каприччио" на музыку И. Стравинского (Большой театр, 1997 г. )
"Сны о Японии"на музыку Л. Ето, Н. Ямагучи и А. Тоша (Большой театр и "Постмодерн-театр", 1998 г. )
"Средний дуэт" на музыку Ю. Ханона, "Поэма экстаза" на музыку А. Скрябина (Мариинский театр, 1998 г. )
"Сон Турандот" на музыку П. Хиндемита (Королевский Датский балет, 2000 г. )
"Щелкунчик" П. Чайковского (Королевский Датский балет, 2001 г. ),
"Полет в Будапешт" на музыку И. Брамса (Международный балет Копенгагена, 2001 г. )
"Болеро" на музыку М.Равеля (Международный балет Копенгагена, 2001 г., Большой театр - в рамках проекта "Мастерская новой хореографии, 2004 г.)
"Леа" на музыку Л. Бернстайна (Театр танца Алексея Фадеечева, Москва, 2001 г., вторая редакция, Большой театр, 2004 г. )
"Золушка" С. Прокофьева (Мариинский театр, 2002 г. )
"Жар-птица" И. Стравинского (Королевский Шведский балет, 2002 г. )
"Светлый ручей" Д. Шостаковича (Большой театр, 2003 г., Латвийская национальная опера, 2004 г.)
"Карнавал животных" на музыку К. Сен-Санса (Балет Сан-Франциско, 2003 г. )
"Анна Каренина" Р. Щедрина (Королевский Датский балет, 2004 г., Литовская национальная опера, 2005 г., Финская национальная опера, 2007 г., Большой театр/Варшава, 2008 г.)
"Болт" Д. Шостаковича (Большой театр, 2005 г.)
"Русские сезоны" на музыку Л. Десятникова (Нью-Йорк сити балет, 2006 г., Голландский национальный балет, 2007 г., Большой театр, 2008 г.)
"Хроматические вариации" на музыку Ж. Бизе (Тбилисский государственный театр оперы и балета им. З. Палиашвили, 2007 г.)
"Лунный Пьеро" на музыку А. Шенберга (в рамках проекта Дианы Вишневой "Красота в движении", мировая премьера состоялась в Центре исполнительских искусств в Оранж Каунти в Калифорнии, 2008 г.)
"Concerto DSCH" на музыку Д. Шостаковича (Нью-Йорк сити балет, 2008 г.)
Награды
В 1988 г. завоевал I премию Украинского конкурса артистов балета.
В 1992 г. завоевал золотую медаль и приз Вацлава Нижинского на Независимом конкурсе артистов балета имени С. П.Дягилева в Москве.
В 1993 г. был удостоен звания "Заслуженный артист Республики Украины".
В 1999 г. балет Алексея Ратманского "Сны о Японии" был удостоен Национальной театральной премии "Золотая маска".
В 2002 г. за вклад в культуру Дании был возведен королевой Маргрете II в сан рыцаря ордена Датского флага. В 2004 г. получил Национальную театральную премию "Золотая маска" в номинации "Лучший балетмейстер-постановщик" (сезон 2002/03) за постановку в Большом театре балета "Светлый ручей" Д. Шостаковича.
В 2005 г. был награжден призом "Бенуа де ла данс" за постановку балета "Анна Каренина" Р.Щедрина, осуществленную для Королевского Датского балета (сезон 2003/04).
В 2007 г. получил ежегодную английскую награду (National Dance Awards Critics' Circle) - Национальную танц-премию Круга критиков (лучший хореограф в разделе "Классический балет"); премию имени Дмитрия Шостаковича Международного благотворительного фонда Юрия Башмета (за постановки двух балетов Д. Шостаковича) и "Золотую маску" в номинации "Лучший балетмейстер-постановщик" (сезон 2005/06) за постановку в Большом театре балета "Игра в карты" И. Стравинского.
Интервью
"Нужен гений". Интервью Марине Борисовой. Desillusionist, № 14, 2008.
"Балету нужен новый гений". Интервью Майе Крыловой. Новые известия, 16.10.2007.
"Наших танцовщиков знают во всем мире". Интервью Борису Тарасову. Новые известия, 14.12.2006.
"Успех в Лондоне превзошел ожидания". Интервью Елене Федоренко. Культура, 28.09.2006.
Голова ногам покоя не дает. Интервью Майе Крыловой. Антракт (Независимая газета), 02.06.2006.
"Стиль Большого не повторяется нигде в мире". Интервью Ирине Муравьевой. Российская газета, 21.02.2005.
"В России молодые хореографы есть". Интервью Елене Федоренко. Культура, 22.04.2004.
"Когда спрашивали о планах, я отвечал правду". Интервью Ольге Гердт. Известия, 27.01.2004.
"Нет любимой балерины, кроме моей жены". Интервью Татьяне Кузнецовой. Коммерсант, 27.01.2004.
"Большому не нужна революция". Интервью Вячеславу Прокофьеву. Труд, 27.01.2004.
В Большой приедет принц Датский. Интервью Марине Райкиной. Московский комсомолец, 27.01.2004.
"Надо переживать нутром, а не имитировать". Интервью Катерине Новиковой. Большой журнал Большого театра, № 4, 2003.
"Григоровича снимать не буду". Интервью Ольге Гердт. Газета, 15.09.2003.
Начальник с мягким характером. Да не очень. Интервью Майе Крыловой. Независимая газета, 15.09.2003.
"Мои планы придется втиснуть в девять названий". Интервью Татьяне Кузнецовой. Коммерсант, 15.09.2003.
Рыцарь балетного образа. Интервью Наталье Филатовой. Итоги, 26.08.2003.
"Я - балетоман и искренний поклонник "Светлого ручья". Интервью Виолетте Майниеце. Большой журнал Большого театра, № 4, 2003. "Любовь доярки и тракториста - очень неплохой сюжет для балета". Интервью Анне Галайде. Культура, 03.04.2003.
"Пришло время подлинного". Интервью Варваре Вязовкиной. Газ. Большой театр, № 5, 2001.