Юбилей золотого дуэта

Nov 22, 2008 13:02

Фрагменты одной биографии

Екатерина Максимова и Владимир Васильев - золотой юбилей великого дуэта

Елена ФЕДОРЕНКО
Фото Дмитрия КУЛИКОВА


Сцена из спектакля "Анюта"
В Большом театре завершился фестиваль в честь 50-летия творческого союза Екатерины Максимовой и Владимира Васильева. В связи с пропуском номера газеты мы не смогли написать о нем в срок, но промолчать не позволяет историческое значение того поистине знаменательного события, за которое мы должны быть благодарными героям торжества. Образцовые классические танцовщики, они были органичны в ролях разных времен и в партиях разных стилей. Для них не существовало рамок амплуа (от простака до трагика, от травести до героини), жанровых ограничений (лирика, драма, комедия, трагедия оказались подвластны им в равной степени), пластических табу (танцевальными языками и даже наречиями они владели без акцента). Максимова и Васильев доказали, что силовое поле балета - искусство дуэта, мужчины и женщины. Антиподы в жизни (он - открыт, она - замкнута) и на сцене (он - мужественность, мощь, сила, она - миниатюрность, хрупкость, почти невесомость), они парадоксальным образом сходились в контрастах - его русской удали и ее европейском очаровании.

Н.Осипова и Р.Скворцов
Они были современны в любой одежде, приручали любые фабулы, бессюжетное делали сюжетным. Их героев отличала особая порода - простота и многосложность, понятность и глубина, у них не было чужих ролей, и каждого персонажа они наделяли человеческими чертами (не потому ли для всего мира по сей день остаются Катей и Володей?).

Время меняет идеалы, эталон же их мастерства остается незыблемо современным. Это и свобода виртуозной техники, в которой они совершили прорыв, и невероятные изломы внутренней пластичности, когда танцуется роль и играется танец. Совершенно непонятно, как им удавалось передать на огромной сцене полутона и штрихи - те самые "крупные планы", которые, к счастью, запечатлены и на кинопленке.

Удивительно, что восторг от их лучезарного танца не тускнеет - катарсис испытывают и те, кто смотрит фильмы с их участием, и зрители фестиваля, истово аплодирующие кинокадрам, показанным в дни его открытия и закрытия. Как они добивались вневременного проникновения в людские души - недаром над их искусством не властно время, - загадка. Тайна гениального дуэта, разгадывать которую бессмысленно.

Г.Степаненко и А.Карбоне
Интерес к фестивалю разогревался долго, и было время осознать, что жизненный тонус современного театра не способен достичь уровня тех, кому фестиваль посвящался. А потому к традиционному распорядку - показать подряд четыре репертуарных балета театра, в которых еще недавно блистали юбиляры, добавили интригу: танцевали максимовские ученицы, большинство ролей для них оказались дебютными, впрочем, и многие дуэты складывались впервые. К премьерным дуэтам - особый счет, они не могут сложиться сразу, так и случилось, несмотря на старание каждой пары предъявлять свои трактовки диалогов между героями.

Открывал праздник "Дон Кихот", в котором Владимир Васильев утвердил новый век мужской техники, а Максимова бисером рассыпала феерические па, поражала легкостью фуэте в самом сложном его прочтении - "без рук", задиристо уперев ладони в бока. Галина Степаненко, преемница лучших Китри Большого, чей виртуозный танец не тускнеет от времени, и возмужавший Иван Васильев, которого пора перестать называть вундеркиндом, старались беззаботной игрой и даже импровизацией "сцеплять" трюки, на которые оба - мастера.

Вторым спектаклем стал "Щелкунчик" - своеобразный талисман для юбиляров: они вели вайноненовскую сказку еще учениками балетной школы, а чуть более четырех десятилетий назад стали первыми и непревзойденными в спектакле Григоровича. Как ни старалась непосредственная и живая Анастасия Горячева привлечь к своей Маше внимание Принца, вся ее очаровательная резвость наталкивалась на романтическую "отрешенность" Артема Овчаренко. Сосредоточен он был, правда, не напрасно - партия прочитана дебютантом добросовестно, а уместная для сюжета любовь, видимо, разгорится в будущем. В зале переживал за своего ученика Николай Цискаридзе, а вечером они поменялись местами: в васильевской редакции "Жизели" Цискаридзе давал успешный урок актерского мастерства в "предлагаемых обстоятельствах" не только зрителям, но и своей новой партнерше. Ею стала Анна Никулина. Она никого не копировала и страдала по-детски, недоумевала - простодушно. В первом акте почти досконально обыграла все психологические детали, во втором, напротив, - ушла от подробностей, танцевала гипнотически, заставив старую историю обманутой любви зазвучать совершенно по-новому.

"Анюту" ждали как главный сюрприз фестиваля: в роли Петра Леонтьевича вышел сам постановщик Владимир Васильев и оказался узнаваем во всем: и как типаж - безвольный, униженный жизнью провинциальный русский интеллигент, и как актер - харизма юбиляра, уже не выходящего на сцену, ничуть не померкла с годами. Марианна Рыжкина в заглавной партии оказалась хороша тем, что никак не повторяла образ Максимовой, которая сумела вскрыть в своей Анюте родовую память всех лирических героинь русской литературы. Рыжкина же без всплесков обобщений "поведала" частную историю, с трогательной точностью выстроив роль до нюансов.

Завершающий фестиваль Гала-концерт включал сочинения Васильева-хореографа, а также номера и фрагменты балетов (из Голейзовского и Григоровича, Радунского и Лавровского, Чабукиани, Шиллинга, Брянцева), которые исполняла когда-то звездная пара. Фоном для выступающих становились кадры кинохроники с танцующими легендами, что порождало невыигрышный для нынешних артистов момент сравнения, или фрагментарные проекции работ Васильева, для которого живопись стала серьезным увлечением.

Если резюмировать впечатление от вечера, атмосфера которого была и праздничной, и приподнятой, то абсолютно очевидно, что никто из исполнителей даже близко не приблизился к оригиналу. Как понимаете, я - о масштабе, а не о копировании. Танцевать хореографию Васильева со сложнейшими поддержками, перетекающими из одной в другую и крепко связанными с музыкальными фразами, стоит только так, как то умели Васильев и Максимова: без усилий, легко и естественно. Номера были выучены артистами к концерту и преподнесены в дар юбилярам, так что некорректно их за эти дары хулить.

Запомнился дуэт из васильевского балета "Фрагменты одной биографии" в исполнении Галины Степаненко и парижанина Алессио Карбоне. Танцевали изящно, обнаруживая темперамент внутренний, безо всяких судорог страсти. Противоположный подход к леди Макбет (этот балет Васильева шел не только в Большом) показала Светлана Захарова - закрался интерес узнать, известно ли ей о бесовских силах этой "шотландской трагедии". Ответ напрашивался отрицательный, но в данном случае это не имело значения - балерину, как всегда, вывело к успеху ее фантастически прекрасное тело. Если бы к ее стопе с восхитительным подъемом (отдельное произведение искусства, коим не налюбоваться) подключить смысл, боюсь предположить, каких высот она могла бы добиться. Но от ураганных потрясений балерина нас оберегает. Зато потряс приехавший из Флоренции Владимир Деревянко, который появился на свет ровно в тот год, когда Максимова и Васильев вышли на профессиональную сцену. Нелепо одетый его Паганини погрузил в море эмоций и страстей - танцем, жестами, мимикой.

Сложилось впечатление, что мужской дуэт "Alter ego" на музыку Моцарта был поставлен юбиляром по заказу одного из исполнителей - Николая Цискаридзе. В качестве второго "я", близкого друга, единомышленника (все это - точные переводы Alter ego) был выбран Артем Овчаренко. Этот самый друг так копировал (верю, что подсознательно) манеры своего наставника, что в соревновании по выполнению элементов мужского классического танца побеждал опыт, в полетности - молодость. Мотив соревнования подхватил шуточный номер "Матч" Тома Шиллинга, который азартно разыграли Наталья Осипова и Руслан Скворцов. "Матчем" и хочется закончить - победили юбиляры, время пока не выдвинуло им соперников. Стоит ли предаваться ностальгии? Не думаю. Гораздо важнее, что легенда живет и ее помнят не только в стенах Большого: солисты Opera de Paris, Римской Оперы, Мариинки приехали поздравить великую балетную пару. И танцевали от души.

В.В.Васильев, СМИ, Е.С.Максимова

Previous post Next post
Up