ВСЁ ТЕ ЖЕ ЛЬ ВЫ? ДРУГИЕ ЛЬ ДЕВЫ СМЕНИВ, НЕ ЗАМЕНИЛИ ВАС?..

Jul 26, 2008 21:16

Обзорная рецензия из мартовского номера газеты Час Пик

…ВСЁ ТЕ ЖЕ ЛЬ ВЫ? ДРУГИЕ ЛЬ ДЕВЫ
СМЕНИВ, НЕ ЗАМЕНИЛИ ВАС?..

В конце января - начале февраля на сцене Мариинского театра после двухлетнего перерыва был трижды показан шедевр Мариуса Петипа - балет «Раймонда» на музыку Александра Глазунова. От феноменального наследия М.Петипа (57 балетов и танцы в 41-й опере) на Мариинской сцене в более или менее достоверном виде сохранилось 7 названий, из них роскошной «Раймонде» повезло меньше других - она исполняется редко и с перерывами в два-три года. Для возобновления многоактного балета нужно время, но время это оказалось занято гастролями в Вашингтоне, а после возвращения у труппы было всего три рабочих дня. «Раймонда» - балетный Монблан, где у балерины, например, 5 вариаций, 2 антре, 3 адажио, 4 коды, а в финальном третьем акте на сцене, помимо миманса, занято 67 танцующих. С наскока такой спектакль не взять, а ведь помимо технических трудностей есть еще манера и стиль исполнения.
Ключ к образной характеристике каждого персонажа лежит в восхитительном либретто Лидии Пашковой и Мариуса Петипа. Оно, это либретто, совсем не глупое, как считают некоторые балетоведы, а, напротив, возвышенное, сказочное, мистическое, восходящее к рыцарской легенде эпохи первого крестового похода. В этом либретто представлена романтическая христианская душа девы Раймонды, отвергшей страстный, роскошный, соблазнительный мир Востока и избравшей путь божественного долженствования. Эти идеи либретто гениально развиты Глазуновым в теснейшем сотворчестве с Петипа - самой яркой иллюстрацией является весь па д’аксьон второго акта. Сюита испано-мавританских танцев, восстановленная в 1948 году А.В.Ширяевым без всяких изменений и купюр, сама по себе настолько хороша, что Раймонда, казалось бы, должна быть соблазнена этой роскошью. Но она остается верна своему душевному влечению к неземному.
«Раймонда» - балет не просто высокого, а высочайшего стиля. Автор редакции 1948 года К.Сергеев понимал это более чем хорошо и, добиваясь стилистической точности, подолгу репетировал именно пантомимические сцены, в которых заключена вся драматургия спектакля (по части собственно танца тогда все было просто на недосягаемой высоте).
Но как теперь добиться от молодых исполнителей этого высокого стиля, если за два-три года труппа обновляется примерно на четверть, и в театр приходит балетная молодежь, которая не только не танцевала этот спектакль, но даже не видела его, и представление о сюжете исполняемого балета имеет самое смутное? О каком создании образа можно говорить, если отсутствует репетиционный процесс? - понятие, подразумевающее длительность.
В сущности, сценической репетицией оказался первый спектакль из серии январских «Раймонд» - репетицией в присутствии публики. И не очень-то гладкой. В конце первого акта кордебалет просто не вышел на финальную позу - вероятно, первая танцовщица, не услышав музыки, не вывела всю линию: до того как убрали свет, они успели пройти только половину пути. Если говорить о кордебалете, то кроме всего прочего поражала его малочисленность - во всех трех спектаклях вместо положенных 24-х сарацинов, по обширной Мариинской сцене бродили всего 16 (остальные восемь, вероятно, залечивали раны, полученные в вашингтонских гастролях).
Еще о «новациях»: в коде «Сна Раймонды» 16 небесных дев и 8 рыцарей в латах оказались загнанными наверх, на лестницу, чего раньше никогда не было. Кто это придумал и зачем - неизвестно. Сама Раймонда в это время в состоянии полнейшей эмоциональной экзальтации обязана исполнять сверхтрудную композицию в быстром темпе (диагональ, круг и вторая диагональ из sissonne tombe с последующим туром en dehors en efface). Из четырнадцати виденных мной в разные годы исполнительниц только две более или менее прилично справлялись с этой кодой - и это было давно.
Когда-то балерины умели летать, теперь же все верхние поддержки были исполняемы с превеликими мучениями и фактически на грани срыва - акт передачи балеринского тела из рук Трубадуров в руки Абдерахмана оказался затянутым, а на третьем спектакле просто отмененным. Когда все три партнера думают только о том, как бы им не уронить балерину, то говорить о манере, стиле, актерском мастерстве не приходится - не до жиру, быть бы живу.
Зато партия темпераментного Абдерахмана, изначально не содержавшая никаких высоких прыжков, превратилась в какой-то «душой исполненный полет»: в испано-мавританской сюите артист добавил высокие jete, словно желая показать, что и сарацины прыгать умеют.
Некогда знаменитые «петербургские руки» (в характерном венгерском танце и в гран-па) вдруг безнадежно потеряли свою округлость - вытянулись в локтях, а кисть оказалась сложена лопаточкой как в фигурном катании. И, наконец, во всех виденных мною спектаклях категорически не получалось pas de bourree suivi - легкий, свободный бег на пуантах в любом направлении. А без этого па ни Раймонду, ни Одетту, ни Одиллию, ни Аврору, ни какой-либо другой классический балет станцевать не выйдет никак.
Я сознательно не называю имен исполнителей, я не хочу их обижать, да они и не виноваты, по большому счету. Следует говорить об организаторах и вдохновителях всех наших побед. В теперешней программке «Раймонды» обозначены одиннадцать (!) репетиторов, тогда как в 60-х годах их было всего три во главе с К.М.Сергеевым. Но это как раз тот случай, когда количество в качество вопреки Гегелю не переходит. Может быть, дело в том, что уже десять сезонов балет лишен главного балетмейстера или художественного руководителя (назовите как угодно) и спрашивать не с кого.
Да что там бедная «Раймонда» с ее томленьями и снами… нынче театр занят проблемами популярно-метафизическими и умственными, вроде изделий хореографа Донвены Пандурски. А также скрежещущими постановками Форсайта, столь упоительными для околобалетных снобов. Самая же главная задача - как бы поскорее прикрыть мерзость строительного запустения обещанным нам золотым куполом.

Сергей Кирсанов

Кирсанов, Раймонда, пресса, kirov-ballet

Previous post Next post
Up