Пламя Парижа. Послепремьерное

Jul 12, 2008 15:27


Пт Июл 11, 2008 6:08 pm
Если
и о персонажах
вне главной "четверки"
хочется писать и писать...
Нет, замечательный спектакль
Сразу скажу, больше всех исполнительниц роли Жанны мне понравилась Шипулина. Несмотря на уступающие/ совсем иные, чем у Александровой и Осиповой данные и технику. У Жанны-Шипулиной каждый жест был наполнен смыслом. У нее было это пресловутое внутренне содержание ("пластическiя формы хореграфическаго творчества обязательно должны быть осмыслены и должны быть одухотворены внутреннимъ содержанiем.") Почему так - загадка. Но у ее Жанны есть развитие характера, она живая девушка, а не схематический образ, как - ИМХО - у двух других исплнительниц, М.Александровой и Н. Осиповой. И на баррикаду со знаменем ее не толпа несет, нет, она сознательно становится лидером. Может быть, это просто нормальное честолюбие или желание красавицы быть на виду - но это есть. У ее Жанны есть душа.
Такая или сякая, но есть. Эта Жанна быстро понимает, что теперь, после казни Аделины (Анна Никулина), ей надо самой позаботиться о защите и брата и мужа и себя. И Жанна-Шипулина из наивной красотки-пейзаночки в начале через счастливую возлюбленную превращается в финале в пылкого, но разумного революционера.

А какой у них был танец басков!
Это не революционный экстаз был, не вызов аристократам - это было упоение молодостью, красотой и счастьем. У всех пятерых. И здесь естественно было подхватить капитану (Биктимиров) красавицу-Аделину, они естественно вошли, а не вторглись, в танец - и все замерли, глядя на эту красоту (вглядывающюуся в будущее), и потом их не оттеснили, а присоединились к ним эти трое - Шипулина-Савин-Волчков. И - ох - огненный танец.
Сапожки Жанны, кстати, были здесь уместнее туфель - эффектнее.

У двух других виденных мною исполнительц, А и О, образы схематичны.
Судите сами, их Жанна плывет по течению, или, если угодно, живет инстинктами: отбившись от домогательств маркиза с помощью брата, убегает с ним от опасности - в Париж, к марсельцам - Находят приглянувшегося ей видного военного и прибиваются к нему. Жанна со всеми пляшет, со всеми штурмует Тюильри, радуется опять со всеми. Их женят - (пассивный залог)- Пытается защитить будущую невестку, жалеет брата, но все ее самостоятельные поступки не находят завершения - и опять Жанну несет стихия: с флагом на баррикады. Мотивация, где она? Одни инстинкты.

Блестящие исполнители придают каждому образу индивидуальность, но развития характеров в балете не предусмотрено. Зритель додумывает свои версии дальнейшей судьбы действующих лиц в разных исполнениях и делает это с упоением: талантливы танцовщики необыкновенно и заставляют зрителя проживать вместе с ними сюжет. И те, кому не понравился новый балет, и те, кому понравился анализируют, пролонгируют...
А Жанны танцуют - протанцовывают заданное хореографом.

Другие основные действующие лица, кроме Жерома-Савина-Лопатина, как и Жанна статичны, поэтому и всплывает этот жанр - action, где у персонажей много физических действий, которые заменяют им мыслительный процесс.

О Жероме мнение, кажется, у всех совпало: Савин почти гениален, Лопатин изумителен

Кроме Жерома в ПП есть всего два персонажа, изначально обладающие характерами.
Это маркиз и его дочь.
У меня Аделина - это Нина Капцова и Анна Никулина. Успешны обе. "Я заплакала, когда она бросилась к отцу", - услышала разговор зрителей.
Если вспомнить другого Людовика, то основу созданных характеров можно сравнить с мадмуазель де Лавальер и маркизой де Монтеспан: кроткая нежность и неуемная гордость.
Кроткая Аделина-Капцова являет, как ей кажется, просто-напросто милосердие к Жерому, чтобы загладить поступки маркиза ( на самом деле ей уже нужна опора - после таких-то поступков отца, разрушивших ее мир) - далее нежность, далее одиночество во дворце - словом, читаем Стендаля "О любви".
О большей проработанности хореографии для этой пары у АР все писали - любовь - несовпадение мировоззрений - обреченность - ужас за отца - неспособность помочь ему - неспособность оставить его в таком страшном одиночестве...
Аделина-Никулина из гордости решается загладить поступок отца - страсть - пощечина - одиночество - поиски - счастье - невозможность оставить отца в одиночестве перед толпой - ...
Такие разные, такие трогательные, такие юные, обе подчиняются чувству долга - как они его понимают - и все выражается танцем, не мимикой

Мне кажется, что так же как "Дон Кихоту" не дает превратиться в дивертисмент личность самого дон Кихота)), так и этот лучший из увиденных мною ПП держался на маркизе - Непорожнем. UPD. Со сцены охоты и насилия начиная, маркиз - яркая личность. Человек, не привыкший и не принимающий сопротивление его желаниям, - высокомерная символическая пощечина дочери, затем очаровательный кавалер на балу, затем придворный, отвлекающий короля от офицеров-заговорщиков (возглавляемых королевой)... На последнем ПП (маркиз-Клевцов) отсутствие личности было заметно, заговор офицеров не прозвучал, была опять премьерная суета в эпизодах во дворце. На утреннике 5 июля балет сложился в целое, вопрос ни о какой "мозаичности" не возникал. Длинный балет ("Ринальдо и Армида") казался этаким ложным занавесом, за которым офицеры лихорадочно готовят заговор для спасения ситуации. В общем и целом, надеюсь еще не раз посмотреть это балет в Большом театре.
Хочется надеятся, что А. О. Ратманский не обделит своим вниманием "Пламя Парижа" и после премьеры: очень хочется видеть ПП в постоянном репертуаре БТ

Последний раз редактировалось: Сб Июл 12, 2008 2:13 pm, всего редактировалось 1 раз.

Пламя Парижа

Previous post Next post
Up