Журнал "Итоги". Михаил Лавровский: "Нельзя терять свое лицо"

Dec 04, 2010 21:33

===
А-ля рюс

Гран-при Михайловского театра, где соревновались лучшие ученики лучших балетных школ России, завершился выступлениями юных победителей - что логично. Но последним аккордом форума стал гала-концерт «Посвящение Ролану Пети» - и тут логика от меня ускользает. Я прекрасно отношусь к французскому мэтру, только дело не в нем. Я не понимаю, почему именно его хореография должна завершать смотр будущего нашего балета. Это лишний раз убеждает меня во мнении, что под видом борьбы с архаикой мы убираем свое ради низкого поклона Западу.  А если вдруг пытаемся сделать современное, то только убивающее наши достижения. А ведь у нас есть достойный опыт - когда в нашей стране появлялось что-то новое, весь мир ахал. Скажем, балет «Ромео и Джульетта» рождался очень непросто. Все были недовольны, Улановой он поначалу не нравился. А потом Большой театр выехал на гастроли в 1956 году и покорил этим спектаклем весь мир. Наш балет стал эталоном, хотели мы того или нет. Благодаря ему мы смогли показать, как хореографическое искусство меняет качество, становится серьезным. В нашей стране на балетную сцену пришли Шекспир и Пушкин. И смотрите, что произошло: Кеннет Макмиллан и Джон Кранко позаимствовали у нас этот подход и освоили полноценно - сейчас их выросшие из «Ромео...» спектакли тоже знамениты на весь мир. Я уж не говорю о Дзеффирелли, который очень многое оттуда взял для своего фильма.

А вот что осталось у нас, тема отдельного разговора. В Большом театре вместо прославленного «Ромео и Джульетты» поставили новый спектакль бесспорно замечательного Деклана Доннеллана, посмотрев который, воспротивилась семья композитора Прокофьева. Да, он, конечно, современен. Но ведь эталонный спектакль абсолютно ни при чем. Современный мог бы идти в любом другом театре и был бы там на своем месте.  Молодцы итальянцы: наши предки построили Колизей, и он будет стоять там, где стоит. А кто хочет построить билдинг, ищите другое место. Мне кажется, в Москве билдинг запросто мог бы появиться на месте античных руин. Мы все стараемся перекроить Толстого, Достоевского, Чехова, Бунина, а ведь мир знает нас именно благодаря им. Нельзя терять свое лицо, а мы все хотим его стереть и сделать на том же месте что-то, отдаленно похожее на западное. Смешно. Западное мы все равно будем делать хуже, чем делают они сами. Так зачем же свое уничтожать?

Я не настаиваю, что в каждом спектакле должен быть глубокий смысл. Возьмите, к примеру, «Дон Кихота» Горского. Этот балет торжества молодости и счастья везде обожаем, но ничего общего не имеет с Сервантесом, а написавший его Минкус - не Бетховен. Но он и не претендует на глубины. Для настоящего Сервантеса нужны другая музыка и пластика. И другие артисты, уровня молодой Улановой и Плисецкой. Бессюжетный балет, балет ради красоты движения - это прекрасно, и это тоже должно быть.

Да, в нашей области тоже есть глобализация. Но вот шестидесятники, к которым я себя причисляю, - Васильев, Нуреев, Барышников - не отрицали достижения прежних артистов, хотя танцевали технически лучше. Да, техника ушла вперед, но самый большой гений тот, кто изобрел колесо. Как теперь от колеса отказываться? Барышников мог танцевать на Бродвее все, что угодно, а бродвейский танцовщик вряд ли сможет танцевать «Лебединое озеро». Только не надо обвинять меня в консерватизме. Лет тридцать назад я сделал первый русский джаз-балет - «Порги и Бесс» Гершвина, а за неканоничного «Мцыри» в 1978 году получил балетмейстерскую премию в Америке. Не у нас, конечно. И скажу ответственно: сейчас российским молодым хореографам ничуть не легче. Едва они придумают что-то свое, как их тут же выдавливают из театра. А в театр зовут какого-нибудь Жана Поля Наплюю, уж простите. Русские цари, в которых почти не было русской крови, ограничивали выступления в России итальянского и французского театра для того, чтобы развивался собственный. Как говорится, защищали отечественного производителя. Мы тоже должны быть востребованы государством. Тогда, может, и в финале форума русских школ не появится монографический вечер зарубежного автора.

http://www.itogi.ru/arts-kolonka/2010/48/159439.html

Гран-при, Михайловский театр, цитаты, Большой балет, Михаил Лавровский

Previous post Next post
Up