СМИ. Конкурс муз. к балету "Чарли Чаплин и эпоха немого кино"

Sep 25, 2010 00:26

"Либретто к балету о Чаплине уже написано, но до поры его никому не показывают. Балетмейстер, готовый взяться за дело, тоже имеется, однако его имя пока неизвестно."
"Я настаиваю на том, чтобы это были экстремальные сроки. Мне кажется, это потребность нынешнего дня - быстро реагировать, не позволять себе распускаться, ждать, пока придет муза. Я по себе могу судить - мне иногда кажется, что она и не придет, если я не буду пытаться по 150 раз, а на 151-й она скажет: "Я тебя услышала!"" - Мария Александрова.


Великий немой на балетной сцене



Чарли Чаплин вдохновит композиторов

23.09.2010 12:35
Лиля Пальвелева
Московская консерватория объявила конкурс композиторов на написание музыки к балету, тема которого обозначена как "Чарли Чаплин и эпоха немого кино". Произведение победителя будет поставлено в одном из ведущих театров России, а исполнительницей главной роли станет прима-балерина Большого театра Мария Александрова, которая и инициировала конкурс.

Либретто к балету о Чаплине уже написано, но до поры его никому не показывают. Балетмейстер, готовый взяться за дело, тоже имеется, однако его имя пока неизвестно. Конкурс решено проводить в два тура. На первом этапе нужно сочинить три фрагмента, продолжительностью не более 10 минут. И вот заданные темы: Чаплин на вокзале, уезжает на съемки;
Чаплин и девушка (это, разумеется, лирический дуэт) и, наконец, массовая сцена на съемочной площадке эпохи Великого Немого. После того, как партитуры и аудиозаписи будут рассмотрены, жюри отберет трех композиторов для второго тура. Вот им-то и раскроют все карты, ведь этим трем предстоит писать музыку крупной формы. Председатель Союза композиторов России Владислав Казенин благосклонно отнесся к конкурсу, но счел нужным предостеречь:

- Проект, конечно, очень любопытный, но очень сложный. Потому что Чаплин и его эпоха вызывают в сознании определенные музыкальные ассоциации, и это была прекрасная музыка - вспомните "Огни большого города", чаплинскую музыку. Не все понимают, что он действительно был замечательным музыкальным сочинителем и вообще личностью уникальной, на которую сегодня нужно смотреть с каких-то других позиций. И я думаю, что молодежь должна ухватиться за этот материал, испытать себя в этом жанре.

Балерина Мария Александрова рассказывает, как рождалась идея конкурса:

- Я вдруг задумалась о том, что бы мне хотелось станцевать. Я стала понимать, что мне нужна музыка, которая была бы написана с определенной задачей. Сейчас нет и 10 композиторов, которые пишут для балета. Почему мы выбрали именно балет "Чаплин"? Потому что Чаплин действительно близок всем, каждому, и его творчество дает почву для очень-очень разных музыкальных экспериментов. Эта тема понятна всем: русскому, китайцу, американцу, японцу, кому хотите. Да и сама эта эпоха позволяет комбинировать разные стили и разные сочетания, брать даже какие-то цитаты.

Первый тур пройдет в кратчайшие сроки - свои предложения композиторы должны представить не позднее 20 октября, и, несмотря на некоторое недовольство музыкантов, Мария Александрова не видит в этом ничего страшного:

- Я настаиваю на том, чтобы это были экстремальные сроки. Мне кажется, это потребность нынешнего дня - быстро реагировать, не позволять себе распускаться, ждать, пока придет муза. Я по себе могу судить - мне иногда кажется, что она и не придет, если я не буду пытаться по 150 раз, а на 151-й она скажет: "Я тебя услышала!"

Профессор Московской консерватории Владимир Тарнопольский отмечает, что сочинять музыку, имея в виду Марию Александрову, - увлекательная задача:

- Когда приходит великая балерина и предлагает какой-то проект, у композитора начинается творческое слюноотделение. И какой музыкальный материал - не просто абстрактный, а танцевальный - это должен быть, представляет огромный творческий вопрос. Как ни странно, в нашей культуре эта задача почти никем не решена. Балеты Щедрина прекрасны, но они все-таки решены в определенной стилистической струе, понятно, когда и для кого это было написано. Отдельные хореографические номера, так или иначе, ставятся, но за постановку цельного балета, да еще с таким ясным, не с абстрактным сценарием, мы еще не брались. Так что я сочувствую всем композиторам, который принимают участие в этом конкурсе.

В ноябре, по окончании второго тура конкурса, будет объявлено имя победителя, который и получит заказ на балет. Двух других участников решено поощрить денежной премией в 75 тысяч рублей.

Read more: http://www.svobodanews.ru/content/article/2165895.html#ixzz10TqCGw3M
http://www.svobodanews.ru/content/article/2165895.html

Конкурс на музыку к балету "Чаплин" должен помочь молодым композиторам - http://www.rian.ru/culture/20100922/278214977.html
""Я пришла со своей идеей именно в Московскую консерваторию, потому что хотела, чтобы была озвучена проблема: я хочу создать новый балет, но не знаю, куда мне обращаться, и кроме того, у меня очень мало времени на поиски. Я стала решать проблему таким образом. Теперь не я предлагаю, а композиторы - любой из них, кто хочет писать музыку для балета - может участвовать в этом конкурсе", - отметила балерина.
Рассказывая об идее балета "Чаплин", Александрова призналась, что это только один из задуманных ею балетов.
"Мне показалось, что эта тема наиболее легкая и понятная для всех, она имеет определенную привязку, имеет безумное количество цитат из самого Чаплина и вообще из этой эпохи. Кроме того, на эту тему много материала, который можно варьировать в зависимости исключительно от идей и таланта", - считает она."
===
16:44 22.09.10 Молодые композиторы обратились к балету - http://www.tvkultura.ru/news.html?id=472376&cid=178
"В Москве открыт конкурс молодых российских композиторов на создание музыки к балету, темой которого станет легенда эпохи немого кино Чарли Чаплин. Как сообщил сегодня на пресс-конференции в Московской консерватории ее ректор Александр Соколов, подобное творческое соревнование впервые проводится в нашей стране."

Чаплин, Мария Александрова, конкурсы, СМИ, цитаты

Previous post Next post
Up