"Итоги". Махар Вазиев о рутине балета "у них" и "у нас"

Aug 03, 2010 13:54

"Начо Дуато приходит в новый театр, в другую страну с иной системой управления и культурной средой. Мне было адаптироваться непросто, но, повторюсь, я пришел из репертуарного театра в систему staggione. Тем не менее за полтора года в «Ла Скала» я узнал много нового. Система, по которой работает «Ла Скала», в большинстве своем оказалась незнакомой, но при наличии опыта было несложно во всем разобраться.

Здесь нет нашего представления «театр как дом». Театр - это просто работа. Не в том негативном смысле, который приходит нам на ум, а абсолютно спокойно, без пафоса. Здесь не готовы умереть на сцене, у всех есть интересы вне театра. Не знаю, хорошо это или плохо."


Испанский гость
Знаменитый испанец Начо Дуато возглавит балет петербургского Михайловского театра. То, что хореограф первейшего уровня будет на постоянной основе работать в России, - очень здорово и неожиданно. Ведь прецедентов не было сто лет, со времен Мариуса Петипа. Но вслед за всеобщими радостными надеждами начнется работа. А как она пойдет, предположить сложно. Какие конкретные условия ему создадут, в какие рамки поставят? Теоретически я бы порекомендовал ему оставаться иностранным хореографом. Если начнут превращать в «своего» - будет печально. В прошлом веке западные театры получали классические балеты от русских - возьмите «Лебединое озеро» Нуреева, Бурмейстера, Макаровой, - потому мы обычно встречаем в штыки всякие претензии на «русскую органику» от иностранцев. Надеюсь, от него такой критики поступать не будет - в конце концов, Дуато не претендует на свое слово в классическом балете. А в современном балете у него есть все основания быть лидером. Вопрос, насколько он сможет удержаться, не впитываясь в нашу повседневную жизнь, - ведь она приводит к общему знаменателю. Конечно, Дуато за пятьдесят, и его как состоявшегося человека вряд ли можно изменить. Однако неспроста современные хореографы не хотят работать в крупных театрах. Это театру большая честь, но Уильяму Форсайту или Иржи Килиану театр не нужен - они ему нужны. В этом смысле мы должны быть разумны. Если Дуато как главный балетмейстер будет следить за уровнем спектаклей и ставить один-два раза в год свой новый - это понятно. А если как худрук труппы станет заниматься ее формированием, контролем педагогов, планированием репертуарной политики - когда ж он будет ставить?

Но я, честно говоря, удивлен, что Начо Дуато согласился прийти в русский театр. Все его прошлое сложилось в другой среде и в другом ритме. Как ни крути, ему придется приноравливаться к специфической махине русского театра. Ведь все известные в мире театры работают по системе staggione: премьеру прокатывают циклом из 8-10 вечеров, потом отправляют «в запас», иногда насовсем. Может, одновременно с приглашением иностранца директор театра Владимир Кехман захочет изменить и систему проката? Любопытно.

Начо Дуато приходит в новый театр, в другую страну с иной системой управления и культурной средой. Мне было адаптироваться непросто, но, повторюсь, я пришел из репертуарного театра в систему staggione. Тем не менее за полтора года в «Ла Скала» я узнал много нового. Система, по которой работает «Ла Скала», в большинстве своем оказалась незнакомой, но при наличии опыта было несложно во всем разобраться.

Здесь нет нашего представления «театр как дом». Театр - это просто работа. Не в том негативном смысле, который приходит нам на ум, а абсолютно спокойно, без пафоса. Здесь не готовы умереть на сцене, у всех есть интересы вне театра. Не знаю, хорошо это или плохо. Молодежь сама работает над собой внеурочно, что никак не регулируется официально. Это просто ее личное дело. Ну а отсюда вытекает и совершенно иное, нежели в наших музыкальных театрах, отношение к педагогам. На Западе они большая ценность. Я с трудом объяснял итальянским актерам, что, когда занимаюсь с ними дополнительно, я не жертвую своим временем - просто им недостаточно работы по расписанию. В этом смысле российский актер очень избалован. Но у него тоже много проблем, сегодня владеть только классической школой недостаточно. Да, в Москве и Петербурге учат балету качественнее, чем в Европе, и кому-то покажется странным, что Начо Дуато предлагает в перспективе вести свой мастер-класс в Вагановской школе. А я бы это приветствовал. Потому что в плане широты мысли в Европе танцуют без комплексов, а у нас каждый поворот головы требует точного поворота торса. Если Начо Дуато сможет поубавить комплексов русскому театру - буду только рад.

Махарбек Вазиев
ди­рек­тор ба­ле­та «Ла Ска­ла»

http://www.itogi.ru/arts-kolonka/2010/31/155247.html

рутина балета, СМИ, Начо Дуато, Махар Вазиев

Previous post Next post
Up