СМИ - судьба театра Пины Бауш без нее

Jul 02, 2010 10:43

"Прошел год с тех пор, как ушла из жизни Пина Бауш- один из главных хореографов ХХ века. Соратники из Вуппертальского театра собираются продолжать ее дело."


Как важно быть эгоистом

30 июня, 14:00 |  Ольга Романцова Прошел год с тех пор, как ушла из жизни Пина Бауш- один из главных хореографов ХХ века. Соратники из Вуппертальского театра собираются продолжать ее дело. Нет сомнений, что в результате спектакли Пины Бауш, на которых выросло несколько поколений зрителей, перестанут быть похожи сами на себя.

Фраза Пины Бауш «я не хочу знать, как люди двигаются, мне интересно, что ими движет» стала крылатой. Но даже эта фраза не объясняла, почему так захватывают зрителей ее спектакли 1970-х годов. Особенно ранние, в которых не очень красивые и совсем не идеально сложенные женщины метались по сцене, как птицы, попавшие в сети.
В 90-х Бауш стала ставить совсем другие спектакли- яркие, красочные, наполненные массой экзотических деталей. Чтобы их создать, она вместе с актерами своего театра путешествовала по разным странам мира, набираясь впечатлений. Кинорежиссер Педро Альмадовар даже показал два фрагментика из спектаклей разных лет в фильме «Поговори с ней».
Ощущение, что эти работы- 70-х и 90-х- сделаны двумя разными людьми. Хотя в конце жизни Бауш стала восстанавливать спектакли, сделанные много лет назад. Возможно потому, что, как настоящий художник, чувствовала: мир, окружающий людей, стал враждебнее. А одиноким немолодым женщинам жить в нем, мягко говоря, несладко.

Так вышло, что последним спектаклем «королевы современного танца», как не раз называла Бауш критика, оказалась заново восстановленная постановка середины 70-х «Семь смертных грехов» по зонгам Курта Вайля. Это история о женщинах на грани нервного срыва. У героинь не осталось ни красоты, ни доброты. Только сумасшедшая энергия, заставляющая выжить во чтобы то ни стало. Выжить, даже если вокруг только жестокость, если мужчины превратились в глупых и никуда не годных слабаков. А любовь может принести только боль и страдания.



Пина Бауш строила свои спектакли не на формальных движениях, а на внутреннем ощущении танцоров

«Семь смертных грехов» оказались завещанием Пины Бауш. Она узнала о том, что смертельно больна, незадолго до смерти, не оставила завещания и не назначила официального преемника. То ли не успела, то ли пожалела тех, кто с ней работал.

После ее смерти помощники и танцоры Бауш решили, что ее дело нужно продолжать. Официально объявлено, что они будут заниматься этим до 2013 года, пока не закончится срок договоров, которые Пина Бауш заключила с администрацией города еще при жизни. Сейчас во главе Вуппертальского театра стоят три человека: бывший танцор Бауш, француз Доминик Мерси, ее ассистент Роберт Штурм и коммерческий директор Корнелия Альбрехт, работающая в театре с 2008 года.

Театр активно гастролирует, собираясь в ближайшие месяцы показывать спектакли Бауш в разных точках земного шара, от Рио до Гонконга и Парижа. Власти Вупперталя и правительство земли Северный Рейн-Вестфалия обещали каждый год театру финансирование в размере 3 млн. евро, и выполняют его, несмотря на финансовый кризис. Вим Вендрес осенью собирается показать свой фильм «Пина», снятый в формате 3D.

Героини спектакля Пины Бауш "Кафе Мюллер" то падали на пол, как беспомощные куклы, то бились, как пойманные в клетке птицы

Со временем здесь собираются выпускать и новые постановки. Конечно, не сразу, сейчас обсуждать это просто неловко. Но, как пишут немецкоязычные издания, сотрудники не хотят превращать театр в «Бауш-консервы». Возможно, театр со временем приедет на гастроли и в Россию. Но что останется от спектаклей Пины Бауш?

Точная форма? Она хореографа не очень интересовала. Это в классических балетах всегда записывают партитуру движений, чтобы их можно было реконструировать. Атмосфера и дух? Но они сохраняются до тех пор, пока спектакль репетирует или хотя бы контролирует поставивший его режиссер или хореограф. Иначе они либо меняются до неузнаваемости, либо вообще разваливаются.

Спектакли Анатолия Эфроса, оставшиеся в репертуаре Театра на Малой Бронной после его смерти, можно было с трудом досмотреть до конца. Не было зрелища печальнее на свете, чем сказка «Синяя птица», когда-то поставленная Станиславским и доживавшая свои дни сначала просто в МХАТ, а потом в доронинском МХАТ имени Горького. «Принцессу Турандот», поставленную Вахтанговым, несколько раз пытались восстанавливать, но спектакль становился все хуже и хуже.

Хотите знать почему? Представьте себе, что в каком-нибудь культовом фильме Ларса фон Триера или Андрея Тарковского актеры волшебным образом получили возможность переиграть какие-то сцены. Они начинают менять мизансцены, интонации, с которыми произносили реплики, настроение героев становится чуть-чуть иным. Что будет, к примеру, с «Догвиллем» после месяца таких «импровизаций»? И узнают ли его зрители через год?

Новая версия спектакля Пины Бауш "Семь смертных грехов" получилась гораздо пессимистичнее, чем версия 1976 года

Спектакль- драматический, балетный, оперный- нужное подчеркнуть, подвергается таким модификациям постоянно. И ему, как индийской вдове, последовавшей примеру супруги бога Шивы, лучше уходить в мир иной вместе с покойным. Это не значит, что от спектакля останется только легенда. Ведь их в наше время снимают на видео. И смотреть это видео надежнее всего, как бы ни хотелось увидеть на театральной сцене работу того или иного хореографа после его кончины. Потому что это будет уже не его постановка, а ее версия, совместно созданная ассистентами хореографа, его танцорами и теми, кто давал им советы.

Об этом подумал другой великий хореограф XX столетия- Мерс Каннингем, который умер через месяц после Бауш, в конце июля 2009 года. Совпадение это или нет, но именно за месяц до смерти он оставил творческое завещание: выполняя его после смерти Каннингема, танцоры Merce Cunningham Dance Company поехали на гастроли по всему миру, чтобы сыграть балеты мэтра в последний раз.



Мерс Каннингем не позволил никому прикасаться к его танцу

Летом 2011 года гастрольный тур закончится, и танцоры покинут театр навсегда. Останется только фонд Мерса Каннингема в Америке. Он будет заниматься сохранением творческого наследия хореографа. Его спектакли, уже зафиксированные на видео, запишут как балетную партитуру для хореографов и историков балета- пусть читают. А подрастающие поколения зрителей будут знакомиться с тем, что подарил миру Каннингем, по видеозаписям. Он не захотел ни с кем делиться своими открытиями в хореографии, и правильно сделал.

Любой балет Мерса Каннингема можно узнать через несколько секунд по своеобразным движениями

Ольга Романцова - театральный обозреватель GZT.RU
Адрес статьи: http://www.gzt.ru/column/blog-gzt/-kak-vazhno-bytj-egoistom-/312746.html

Пина Бауш, СМИ, ВП

Previous post Next post
Up