СМИ. Интервью с В. А. Гергиевым

Jun 21, 2010 20:01



«Есть циники, есть нытики, есть энтузиасты и оптимисты»
Интервью с художественным руководителем Мариинского театра Валерием Гергиевым

В Петербурге в рамках музыкального фестиваля «Звезды белых ночей» состоялось вручение премии «Новые голоса». Лауреатов представил публике ВАЛЕРИЙ ГЕРГИЕВ, который объяснил корреспонденту РБК daily ТАТЬЯНЕ ФИЛИППОВОЙ свой выбор, а также рассказал о ближайшей премьере фестиваля.
- Валерий Абисалович, премьеру балета «Спартак» в хореографии Леонида Якобсона, которая должна состояться 30 июня, ждут не только в Петербурге, но и в Москве. Этот спектакль шел на сцене Мариинского театра (который в советское время звался Кировским) в 50-е годы, и о нем до сих пор ходят легенды. Говорят, что пластические решения Якобсона невозможно воспроизвести без него.
- Вы знаете, этот балет восстанавливали люди, которые работали над ним вместе с Якобсоном, поэтому я уверен, что будут сделаны максимальные усилия. Судить будем все вместе. Есть циники, есть нытики, есть энтузиасты и оптимисты, есть равнодушные. Для нас главным является общая коллективная энергия, которая собирается вокруг этого спектакля, так же, как год назад вокруг «Шурале» (один из самых ярких балетов советского времени, поставленный Леонидом Якобсоном на сюжет татарских народных сказок. - РБК daily). Решение восстановить этот балет я принимал сам, и я слышал два-три мнения, что этого делать не надо было. Они, скажу прямо, меня очень мало взволновали. «Шурале» сыгран раз двенадцать или пятнадцать при переполненном зале. Я абсолютно убежден в том, что терять такие спектакли навсегда нельзя. И «Шурале» и «Спартак» будут утеряны, если мы не вернем их зрителю сейчас.
- Вы уже в четвертый раз представляете публике лауреатов премии «Новые голоса», которую компания Montblanc вручает молодым талантливым певцам. Кому она досталась в нынешнем году?
- В этом году лауреатами стали бас-баритон из Китая Шенянг и российский тенор Сергей Скороходов. Я верю, что в ближайшие три-четыре года они будут расти и превращаться в серьезных артистов, полностью концентрирующих свои силы на служении оперному искусству.
- Известно, что вы фантастическим образом умеете открывать имена. Сергей Скороходов работает на сцене Мариинского театра меньше трех лет. Чем он привлек ваше внимание?
- Я ему сказал один раз, чтобы он занимался непосредственно своим делом, меньше ходил по разным презентациям, где люди не столько слушают музыку, сколько попивают пиво. Он это сделал, и мне понравилось.
- А чем он хорош как исполнитель?
- У него от природы хороший голос, он исполняет сложные партии, по крайней мере десять раз выступал с Анной Нетребко здесь и в Америке. Надеюсь, что скоро все мы увидим DVD с записью «Иоланты», где Сергей поет вместе с Анной. Он уже сумел много сделать, и у него все сложится.
- На вручении премии вы были в часах Montblanc. А когда вы стоите за пультом, вы смотрите на часы?
- Я не дирижирую в часах. Это не нужно делать. До и после - пожалуйста.
- А как вообще складываются ваши отношения со временем? У вас фантастически плотный график. Ваше время расписано по минутам. Поделитесь своим секретом все успевать.
- Естественно, у всех у нас все расписано, но иногда я действую по наитию, иногда действую по странной логике, иногда второстепенное забирает больше времени, чем первостепенное, это создает некоторое неудобство. В театре выработана система, при которой мы извлекаем максимум возможного из любой репетиции, подготовка к спектаклям строится, с одной стороны, на доверии, с другой - на дисциплине и субординации. Но это гибкий процесс, иногда даже чересчур гибкий, хотя театр очень мощно работает и дает в год почти 700 спектаклей, которые могут критиковать только те, кто, как мы, выступает на пяти континентах с полной отдачей сил. А когда этим занимаются лентяи и бездельники, нам даже не смешно.
- Вы уже стали одним из символов Петербурга, хотя это не город вашего детства. Есть ли в Петербурге места, которые вам особенно дороги, о которых вы вспоминаете, когда бываете в других странах и городах?
- Мне дорог сам Петербург. Знаете, в 1962 году во время визита в Ленинград Игоря Стравинского спросили: «А что вам больше всего понравилось в Ленинграде?» Я могу только повторить великого музыканта, который ответил: «То, что в нем осталось от Петербурга».
- В одном из интервью вы сказали, что с Жераром Депардье, который приезжал в Петербург на открытие фестиваля, вас связывает 20-летняя дружба. Сколько человек входит в ваш дружеский круг?
- Довольно немаленький список. Но мы не потому пригласили Депардье, что я с ним дружу. Он выступал как чтец в опере «Царь Эдип» Стравинского.
- Это правда, что в следующем сезоне фестиваль «Звезды белых ночей» будет проходить уже в новом здании Мариинского театра?
- В следующем сезоне мы должны играть спектакли в новом здании. Мы будем этого добиваться. Сейчас уже идет отбор решений по деталям, и все понимают, что здание должно быть уютным, светлым, просторным и, самое главное, хорошо звучащим.

- У этого здания довольно сложная судьба. Оно строится уже четыре года...
- Четыре года - капля в истории Петербурга.

- Есть ли в Петербурге место более важное для современной музыкальной жизни, чем Мариинский театр?
- Конечно. Это Тихвинское кладбище, где похоронены Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Глазунов и многие другие.

Валерий Гергиев
Один из самых крупных симфонических дирижеров современности, с 1988 года - художественный руководитель и главный дирижер Мариинского театра оперы и балета в Санкт-Петербурге. Выступает практически со всеми известными оркестрами мира, с 2007 года является главным дирижером Лондонского симфонического оркестра. Кроме того, ежегодно проводит в Москве и городах российской провинции Пасхальный фестиваль, а Петербурге - фестиваль «Звезды белых ночей», который входит в десятку лучших в мире фестивалей классической музыки.

21.06.2010

http://www.rbcdaily.ru/2010/06/21/lifestyle/488010

персоны, интервью, СМИ, В. А. Гергиев

Previous post Next post
Up