Спасибо, браво!
История разворачивается по крайней мере в двух измерениях: в бытовом - любовное свидание - и философском: самопознание и одиночество души и связь ее с миром.
Свидание получилось таким, каким это бывает только у очень молодых и ранимых, когда душа обнажена и не знает притворства.
Юноша ждет и волнуется - да? как замечательно ждет: курит, валяется в постели или мечется по комнате, смотрит на часы - юной практичной француженке сразу виден его характер, да? Она и разделяет его страсть, и понимает, что не такой человек ей нужен, а из этого она может веревки вить - проверяет это и убеждается, да, действительно. Слегка (чтобы без последствий) предается страсти, поясняет, куда именно юноше надо отправиться - и убегает. Юноша отправляется по указанному адресу - и тут-то начинается самое интересное.
===
И, ах, как тонко показаны оттенки отношений влюбленных: пылкого юноши и рациональной девушки, - развитие и угасание страстей у каждого. Если Юноша у Ивана Васильева беззащитен - его душа обнажена перед любовью, и тело в муках корчится, вторя мукам души, то Девушка у Светланы Захаровой 5 мая была сказочно прекрасна и чертовски прагматична, от такого сочетания, пожалуй, и с ума сойдешь - дыхание перехватывает, глаза разбегаются. Простите меня, любимые танцовщики, но страсть в двадцать лет и в сорок - это совсем разные явления, и их разделяет пропасть в целую жизнь, опыт накладывает свой неизгладимый отпечаток: оттого, что бросила любимая, зрелый человек в петлю уже не полезет, вот и приходится искать другие причины для суицида, вплоть до зловещей Смерти, подменяющей возлюбленную и подталкивающей Юношу к самоубийству. Ролан Пети в 85 лет очистил свой балет от этих наслоений, он поставил балет для юноши, не для ветерана балетной сцены, за что ему принадлежит моя зрительская благодарность.
После появления Девушки я вдохнула, но выдохнуть смогла, когда занавес стал закрываться.
===
Юноша отправляется по указанному адресу, навстречу смерти - и тут-то начинается самое интересное: она Сама к нему является на свидание.
Является в царственном великолепии, прикрывает своей маской Смерти лицо Юноши, сняв ее с себя, - а под маской у нее оказывается цветущая красота любимой девушки. Смерть вовсе не страшная, не отталкивающая, она уводит Юношу в большой мир из тесной комнатушки - он становится частью этого мира. Так ведет ли безудержная страсть к гибели - или открывает человеку мир?
Символы, метафоры - простор воображению. В каждом спектакле, мне кажется, будут свои версии. Неоднозначность толкований - подлинность искусства.
Самое простое объяснение - в необходимости закрывать себя, защищать маской свою душу, только так сумеешь властвовать собой и другими. Однако, символом экзистенциализма как раз и является само- и познание мира через пограничное состояние, например, со смертью, так что вариантов множество.
Прошедшие годы обнажают скрытые ранее смысловые акценты балета, унося сиюминутное модное.
Искусство требует остраненности - и здесь она была. Великолепно!
===