Анонс. Балет "Тиль Уленшпигель" Евгения Глебова Валентин Елизарьев ставил дважды

Apr 02, 2010 17:36

c сайта БТ: 5 апреля 2010
на Новой сцене Большого театра России состоится торжественное открытие Года культуры Республики Беларусь в Российской Федерации. В честь этого события будет показан спектакль Большого театра Республики Беларусь - балет "Легенда об Уленшпигеле"

Евгений Глебов
"Легенда об Уленшпигеле". Либретто Валентина Елизарьева по одноименному роману Шарля де Костера, хореограф-постановщик - Валентин Елизарьев.
Тиль - Денис Климук, Неле - Ольга Гайко, Филипп II - Юрий Ковалев, инквизитор - Олег Еромкин, Рыбник Йост - Иван Савенков. - http://www.bolshoi.ru/ru/season/tours/toursosbt/detail.php?&id26=369&act26=info&dynact26=role#dyn

Программа балета
Действие I
"Я и живописец, и крестьянин, я и дворянин, я и ваятель. И странствую по белу свету, славя все доброе и прекрасное, а над глупостью хохоча до упаду"
Шарль де Костер, "Легенда об Уленшпигеле"

ПЫЛАЮЩАЯ ФЛАНДРИЯ
Рождение Филиппа
Рождение Уленшпигеля
Неле
Рыбник Йост
Инквизиция
Любовь
Предатель
Гёзы

Действие II
 "У меня нет тела, у меня есть только дух"
Шарль де Костер, "Легенда об Уленшпигеле"

БЕССМЕРТИЕ ФЛАНДРИИ
Да здравствуют Гёзы!
Пауки
Смерть предателя
Тиль и Неле
Бой
Казнь
Бессмертие Уленшпигеля

===
Белорусский Большой театр о своем "Тиле"

Балет "Тиль Уленшпигель" Евгения Глебова Валентин Елизарьев ставил дважды: в 1977 г. на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский), в 78-м - в Минске. В 2004 г. он создал новую редакцию балета, получившую название "Легенда об Уленшпигеле". К премьере были возобновлены уникальные декорации и костюмы художника Евгения Лысика.

Работая над постановкой балета, Валентин Елизарьев создал собственное либретто и отказался от многих сюжетных линий романа-эпопеи, связанных с образами Клааса, Сооткин, Катлины, Ламме Гудзака. Отказался, чтобы сконцентрировать внимание на образе главного героя, дерзкого, насмешливого, вольнолюбивого Тиля, сделать акцент на основных моментах его жизни (рождение, взросление, любовь, борьба, смерть). "Елизарьев и Лысик выстроили сюжет "Тиля" как легенду, как драму столкновения свободы и насилия, верности и предательства" - так прочитывала критика замысел спектакля.

Сцена создает впечатление палубы корабля. Сверху свисают канаты, морские сети, ведь Фландрия - морская страна, государство-остров в большом море. В центре сцены - штурвал, символ власти, и в зависимости от того, кто находится у руля, зависит судьба народа Фландрии.

Тиль - дух Фландрии, Неле - ее сердце. Так они названы в либретто спектакля, такие они и в балете - конкретные люди и одновремен­но герои-символы, воплощение обобщенных человеческих качеств. В "Тиле Уленшпигеле" одним из главных, принципиальных достижений постановщика и исполнителей ведущих партий было осмысление сущности одного из наиболее масштабных образов мировой литературы, овладение совсем иным хореографическим языком, иной стилистикой.

Сочные, остроумные, чуть грубоватые хореографические интонации языка Тиля, Неле, народной массы напоминают пластические образы картин известного фламандского живописца Питера Брейгеля, художника, близкого по духу автору романа. В то же время для хореографической характеристики короля Филиппа, Великого Инквизитора и Рыбника определяющими оказались пластические построения живописных полотен Иеронима Босха. Общий композиционный строй и колорит произведений этих художников существенно повлияли на образное построение живописных фресок Евгения Лысика. Его сценография придала особенную масштабность балету.

Неизбежно столкновение свободолюбивых народных сил с силами зла, реакции, мракобесия. Грозный мститель, Великий Гёз, вождь восставшей Фландрии рождается в Тиле, этом озорнике и балагуре, поэте с шутовской улыбкой на лице, когда сталкивается он с подлостью, жестокостью, изменой.

Филипп II, коронованный паук Фландрии, Великий Инквизитор, ее жестокость, Рыбник, ее позор, - это триумвират воинствующего зла. Постановщик и исполнители партий лишают героев всякой привлекательности, живых человеческих черт. Именно они создают обобщенный зловещий образ Испании тех времен.

Борьба достигает своей кульминации во втором действии балета. Сцена боя заканчивается гибелью главного героя. Но балет решен как оптимистическая трагедия, в которой даже смерть Тиля утверждает величие идей, за которые он сражался.

"Легенда об Уленшпигеле" по-прежнему с успехом идет сегодня на сцене Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь.
===

НГАТОиББР, В. Елизарьев, "Тиль Уленшпигель"

Previous post Next post
Up