Дирижеры в Михайловском театре. е-СМИ интервью

Dec 17, 2011 11:02

"- По сути, мне пришлось сделать новую редакцию партитуры Чайковского − Начо Дуато произвел множество купюр, которые необходимо было согласовать друг с другом. Я провел восемь корректур и без ложной скромности могу сказать, что оркестр в «Спящей красавице» звучит так, как никогда раньше не звучал в балетных спектаклях Михайловского. Но в силу разных обстоятельств, о которых предпочел бы умолчать, я решил не дирижировать премьерой." - П. Феранец
[дирижировал Валерий Овсяников]


интервью
Петер Феранец: «Опера, в которой есть фраза “Вова, ты понимаешь, что ты идиот”, прозвучала бы слишком сильно»
Экс-музрук Михайловского театра о своей отставке, отмене «Жизни с идиотом» и других производственных конфликтах

Дальше ›


===
www.peterferanec.com
http://www.openspace.ru/music_classic/events/details/32781/?expand=yes#expand
Петер Феранец: «Опера, в которой есть фраза “Вова, ты понимаешь, что ты идиот”, прозвучала бы слишком сильно»
Кирилл Иванов · 14/12/2011
Экс-музрук Михайловского театра о своей отставке, отмене «Жизни с идиотом» и других производственных конфликтах

В Михайловском театре очередные кадровые перестановки. На днях стало известно, что пост главного дирижера коллектива покидает Петер Феранец, занимавший эту должность с июня 2009 года.

Новым музыкальным руководителем с 1 января 2012 года станет Михаил Татарников, до сих пор работавший в Мариинском театре: де-юре - в качестве штатного дирижера, де-факто - в качестве правой руки Валерия Гергиева. На первый взгляд это назначение выглядит очередным витком скандального соперничества между Михайловским театром и другими оперно-балетными домами страны - напомним, что 1 декабря труппа Михайловского балета пополнилась экс-премьерами Большого театра Натальей Осиповой и Иваном Васильевым.

Однако, по имеющейся у OPENSPACE.RU информации, назначение Михаила Татарникова лишь первый этап в многоходовой комбинации, затеянной Михайловским театром и Мариинкой на пути совместного долгосрочного сотрудничества, в перспективе способного радикально преобразить расстановку сил в российском музыкальном театре. Похоже, что мечта генерального директора Владимира Кехмана о возрождении объединенной Дирекции императорских театров начинает воплощаться в жизнь. Комментировать эту информацию бывший главный дирижер Михайловского ПЕТЕР ФЕРАНЕЦ отказался, зато рассказал OPENSPACE.RU о причинах своего ухода.

- Сообщение о вашей отставке прозвучало как гром среди ясного неба: обе оперные премьеры, которыми вы руководили в прошлом сезоне («Катя Кабанова» Леоша Яначека и «Богема» Джакомо Пуччини), получили - едва ли не впервые за всю новейшую историю Михайловского театра - единодушную поддержку критики и профессионального сообщества. Почему после столь явного успеха театр решил отказаться от ваших услуг, да еще в разгар сезона?

- Как вы понимаете, по чисто этическим причинам я не могу обсуждать решение своего руководства, пусть и бывшего. Этот вопрос скорее следовало бы переадресовать Владимиру Абрамовичу (Кехману. - OS). Официальная позиция театра выражена в пресс-релизе, который вы наверняка читали: у меня есть некие творческие планы, свои планы есть и у театра, но реализовывать их мы будем порознь. При этом у театра появился новый главный дирижер, так что я не бросаю своих бывших подопечных, и все выглядит вроде как чинно-благородно.

- Как обстоят дела на самом деле? Кадровые перемены на ровном месте не происходят.

- Ограничусь стандартной в подобных случаях формулой: наши с руководством Михайловского театра представления о том, как должна развиваться судьба коллектива в дальнейшем, кардинально, что называется, разошлись. Когда два с половиной года назад, летом 2009-го, я подписывал с театром контракт, мне обещали предоставить карт-бланш. И какое-то время я действительно пользовался творческой свободой. Но в определенный момент важные творческие и политические решения стали приниматься в обход меня. Плюс ко всему Владимир Абрамович так увлекся балетом, что практически перестал уделять внимание оперной труппе. Если вы посмотрите на афишу театра, то увидите, что в декабре назначено семь оперных спектаклей, в январе - одиннадцать, в феврале - снова семь. Эта статистика говорит сама за себя. Если мой сменщик сможет вернуть интерес Михайловского театра к опере, я буду только счастлив. Если у него получится сделать что-то лучше, чем у меня, - буду счастлив еще больше.

- Сейчас вы находитесь за пределами Петербурга, при этом официальный сайт театра сообщает, что вы будете дирижировать четырьмя первыми представлениями «Спящей красавицы», премьера которой ожидается в ближайшее время.

- Я действительно являюсь музыкальным руководителем постановки. По сути, мне пришлось сделать новую редакцию партитуры Чайковского − Начо Дуато произвел множество купюр, которые необходимо было согласовать друг с другом. Я провел восемь корректур и без ложной скромности могу сказать, что оркестр в «Спящей красавице» звучит так, как никогда раньше не звучал в балетных спектаклях Михайловского. Но в силу разных обстоятельств, о которых предпочел бы умолчать, я решил не дирижировать премьерой.

- Очевидный лидер прошлого петербургского оперного сезона - «Богема», представленная на «Золотую маску» сразу в восьми номинациях, и одна из них, «за лучшую дирижерскую работу», ваша. Как сложится судьба этого спектакля?

- Существует устная договоренность о том, что я продирижирую тремя спектаклями в январе, феврале и марте и проведу московские гастроли в рамках «Золотой маски». Эти ангажементы будут проведены по отдельному контракту, который театр для начала еще должен будет со мной заключить. Последним своим спектаклем, обозначенным в нынешнем контракте - это, кстати, тоже будет «Богема», - я дирижирую 27 декабря. После этого Владимир Абрамович хочет подать на сцену

- Во вчерашнем пресс-релизе сообщается, что в связи с назначением нового музыкального руководителя планы текущего сезона будут скорректированы. Подразумевается отмена ранее анонсированных премьер или появление в репертуаре театра новых спектаклей?

- Думаю, что таким образом театр готовится к сообщению об отмене первой оперной премьеры этого сезона и хочет - как это по-русски? - «подстелить соломки». Если помните, в сентябре Михайловский театр объявил о том, что в феврале 2012 года Андрей Жолдак выпустит премьеру «Жизни с идиотом» Альфреда Шнитке. Работу над этим спектаклем мы вели почти два года - предварительные переговоры с Жолдаком начались еще в мае 2010-го, в начале лета 2011-го мы сдали макет, к осени был готов впечатляющий кастинг, в первых числах декабря должны были начаться репетиции. Но в какой-то момент мы все почувствовали, что театр как-то резко теряет интерес к проекту, который должен был стать его визитной карточкой и козырной картой. Не думаю, что театр решил отказаться от «Жизни с идиотом» в связи с тем, что я выступал музыкальным руководителем постановки. Все-таки тут было скорее нежелание заниматься конкретным проектом.

- То есть речь идет именно об отмене премьеры? В интервью телеканалу «Дождь» Владимир Кехман заявил, что премьера переносится, и даже назвал причину: декорации, мол, обходятся театру слишком дорого или что-то в этом духе.

- Подобные трудности действительно имели место, но это был чисто рабочий момент, который при желании, думаю, можно было совершенно спокойно решить. Тем более что наша художница Моника Пормале придумала совершенно потрясающее решение, на реализацию которого не жалко было бы и самого большого бюджета. Но причина, как мне кажется, все-таки не в деньгах. Возможно, руководство театра испугалось анонимок, появившихся в театре примерно в конце октября. Их авторы угрожали, что в случае постановки «антирусской» или «антиправославной» оперы, как называлась «Жизнь с идиотом», премьера будет саботироваться, а у здания театра пройдут пикеты. Возможно, руководство театра наконец ознакомилось с музыкой Шнитке и сочло ее не слишком благозвучной. А может быть, все дело в имени главного героя - вероятно, за месяц до президентских выборов опера, в кульминации которой есть фраза: «Вова, ты понимаешь, что ты идиот, ты отъявленный мерзавец», - прозвучала бы слишком сильно. В любом случае мне ужасно жаль. Андрей (Жолдак. - OS) - гениальный человек, и спектакль он придумал выдающийся. Но что делать, если балет интересует Михайловский театр больше оперы, а кадровые перестановки - больше, чем выпуск спектаклей?

- Ваша отставка произошла в самый разгар сезона, и, судя по тому, что вы до последнего времени занимались выпуском «Спящей красавицы», перемены застали вас врасплох, и это при том, что в пользу работы в Михайловском театре вам пришлось отказаться от ряда перспективных контрактов. Чем вы планируете заниматься в ближайшее время?

- В артистическом мире информация распространяется очень быстро. Не скрою: еще за несколько дней до официального объявления о своем уходе из Михайловского я получил крайне выгодное предложение от одного очень крупного российского оперного театра, которое сейчас обдумываю. Поверьте: решение дается мне непросто. В течение двух с половиной сезонов я отдавал Михайловскому театру всего себя. Теперь мне нужно очень постараться, чтобы представить себя сотрудничающим с другим коллективом.
===

===
"- Даниэле Рустиони сделал у нас итальянский репертуар, потом пришел Петер, который привнес свою европейскую рафинированность, но на данном этапе тренд развития Михайловского театра таков, что, по моему убеждению, ему нужен молодой русский дирижер." - В. Кехман



интервью
«Михайловскому театру нужен молодой русский дирижер»
МИХАИЛ ТАТАРНИКОВ и ВЛАДИМИР КЕХМАН объясняют, что происходит у них в театре

Дальше ›

===

Дмитрий Циликин · 16/12/2011
http://www.openspace.ru/music_classic/events/details/32860/page2/
Владимир Кехман: «На очереди сотрудничество с Баренбоймом и Гергиевым»
- Какова предыстория этого кадрового решения?

- Впервые я побывал на спектаклях Михаила несколько лет назад, он мне понравился, нас познакомили, и мы аккуратно говорили насчет его дальнейших планов. Но он с таким пиететом относился к Мариинскому театру, к маэстро Гергиеву, и мне показалось, что ему надо там остаться, чтобы получить должный опыт, тем более что ему давали для этого большие возможности. К тому же Михайловский театр тогда только начинал свое движение в лидеры театрального сообщества, медленное, но верное. А недавно я был на его премьере с Дианой Вишневой, услышал, как он дирижирует Шуберта… Это был уже совсем другого уровня музыкант, самостоятельная творческая личность. К тому же до меня доходили слухи, что он собирается в Ригу, я спросил его об этом, и он ответил, что как раз подумывает о получении своего театра. Я сказал: «Не надо думать, вот театр». Но Михаилу было чрезвычайно важно мнение Валерия Абисаловича. Маэстро его отпустил.

- Татарников сменяет Петера Феранеца, работавшего у вас с июня 2009-го…

- Даниэле Рустиони сделал у нас итальянский репертуар, потом пришел Петер, который привнес свою европейскую рафинированность, но на данном этапе тренд развития Михайловского театра таков, что, по моему убеждению, ему нужен молодой русский дирижер.

- В чем состоит этот тренд?

- В 2013 году театру исполняется 180 лет. Мы получили премьерский грант, сегодня решение лежит на подписи у премьер-министра, надеюсь, он подпишет. С его помощью мы сможем набрать двойной состав оркестра: оперно-симфонический и балетный. Мы уже начали работать с Владимиром Юровским, Василием Петренко, надеюсь, на очереди сотрудничество с Баренбоймом, Гергиевым…

- Как с Гергиевым?

- Обязательно обращусь к Валерию Абисаловичу с этим предложением - мы живем в одном городе, в пространстве одной культуры, и я хотел бы, чтобы он что-то сделал для нашего театра в его юбилейный год.

Нам надо укреплять оркестр. Для этого нужен свой, русский дирижер, который знает музыкантов, имеет амбицию и связан с Мариинским театром. Таким на рынке был один человек - Миша Татарников.

- Почему он должен быть связан с Мариинкой?

- Для меня это принципиально. Я считаю, что мы не можем конкурировать с Мариинским театром, это неправильно.

- Не можете или не должны?

- То и другое. Не могу сосчитать проявления моего уважения к Мариинскому театру и к маэстро Гергиеву. Мы никого не забирали, за исключением артистов, которые сами уходили оттуда и приходили к нам, поскольку наш принцип - российские артисты не должны уезжать за границу. Более того, я сделал Ларисе Абисаловне Гергиевой, руководителю Академии молодых певцов Мариинского театра, серьезное предложение, о котором пока рано говорить подробно, но если оно будет реализовано, это может стать примером взаимодействия театров на новом уровне не только для России, но, может быть, и для Европы.

- Вы не боитесь, что вас начнут воспринимать как филиал Мариинского театра?

- Нет, ни в коем случае. У нас разные стратегия развития, репертуар, возможности с точки зрения сцены. Самое важное: мы точно разделили публику, и на сегодняшний день нет абсолютно никакой конкуренции.

- На какой срок заключен контракт с Татарниковым?

- На два года с возможностью продления еще на три. Через два года посмотрим, как мы подошли друг другу. Пока мне очень нравятся идеи Михаила, нравится его молодость. У него есть нестандартное видение и желание придать этому театру движение. Не знаю, будет оно вправо, влево, вперед, вверх, но важно, чтобы оно было.

- Если Михаил предложит какое-то название, не сулящее кассу, вы пойдете на эксперимент?

- Мы уже обсуждали 4 таких названия, каждый год будем делать одно-два. Может быть, это будут концертные или полуконцертные исполнения. Это позволяет развиваться оркестру, труппе, и это интересно для публики.​
===

===
Михаил Татарников: «Моя задача - поднять оркестр на сцену»

«Михайловскому театру нужен молодой русский дирижер»
Дмитрий Циликин · 16/12/2011
МИХАИЛ ТАТАРНИКОВ и ВЛАДИМИР КЕХМАН объясняют, что происходит у них в театре
Продолжая следить за кадровыми перестановками в Михайловском театре, OPENSPACE.RU дает слово Михаилу Татарникову, который с 1 января займет пост музыкального руководителя и главного дирижера, и генеральному директору Владимиру Кехману.

Михаил Татарников: «Моя задача - поднять оркестр на сцену»

- Как все срослось?

- Я провел в Мариинском театре замечательные 12 лет, сначала как скрипач, с 2006 года как дирижер, он стал для меня великолепной школой, я люблю этот театр и буду любить до конца жизни.
В каждом спектакле я всегда старался сделать свою работу как можно лучше, но все-таки главный дирижер - совсем другая ответственность. Когда ты отвечаешь за весь театр, по-другому работает голова. В определенном возрасте возникает потребность принимать самостоятельные решения. И у меня уже как-то подыскивались варианты стать главным, были большие предложения на Западе, так что приглашение в Михайловский театр поступило, когда я уже стоял на подножке поезда в Европу. Но стать главным в своей стране, в родном городе, в котором вырос, - по-моему, мечта любого дирижера. Во всяком случае, я о таком всегда мечтал.

- Каковы ваши и Михайловского театра взаимные обязательства?

- В наших разговорах с Владимиром Абрамовичем не ставились задачи побить какой-то рекорд, в таком-то году провести Олимпиаду. Просто, думаю, он увидел во мне жажду работать, причем работать в одном месте. Ради этой работы я сейчас отказался от контракта на постановку «Мадам Баттерфлай» в Лидсе. Когда Давида Ойстраха спросили, почему он всегда так мощно начинает Концерт Чайковского, он ответил: «Люблю сразу взять быка за рога». Я тоже люблю.

- Что вам дает театр, кроме зарплаты?

- Доверие. Во многих вопросах мне предоставлен карт-бланш. Я могу предлагать постановки, выбирать певцов. Я уже пригласил молодого дирижера Алексея Ньягу, чтобы он мне помогал, он отличный музыкант, и я ему доверяю.

- У вас есть целостная художественная программа?

- Да, но мы пока не хотим ее озвучивать. Безусловно, репертуарные направления оговорены. Могу сказать, что они простираются от белькантовых опер до Бриттена, от Чайковского до одного из наших современников. Мы обсудили все до мельчайших подробностей, вплоть до фамилий артистов, которые будут приглашены в оркестр.

- То есть вы не удовлетворены его нынешним составом?

- Удовлетворен, он находится в хорошей форме для театрального оркестра. Но моя задача, и я считаю ее очень важной, - поднять его на сцену. Хочу сделать из него то же, что в свое время сделал Валерий Гергиев в Мариинском театре, - универсальный оперно-симфонический оркестр. На сцене установили акустическую раковину, можно проводить симфонический цикл - его программу мы буквально сейчас определяем.

И по возможности надо поднимать уровень уже имеющихся спектаклей. Мне всегда нравилась фраза Валерия Абисаловича: не важно, как пройдет премьера, важно, как 25-й спектакль. Кое-чем из текущего репертуара буду дирижировать сам.

- Какие еще уроки Гергиева вы примените в своей новой должности?

- Конечно, работа с ним не могла не наложить отпечаток, его влияние на меня очень велико. Но мы все разные, каждый дирижер уникален. Например, одна и та же фраза на репетиции из уст одного прозвучит весомо и убедительно, а у другого, тоже, может быть, очень талантливого, - просто смешно. Я никогда никого не копировал и не копирую.

- Михайловский театр обещал своим новым солистам балета Наталье Осиповой и Ивану Васильеву, перешедшим из Большого, свободу работать на стороне. Вам такие гарантии даны?

- Да. Кстати, с Осиповой и Васильевым мы встретимся в сентябре в Ла Скала на «Евгении Онегине» Джона Кранко. Мариинский театр - мой родной дом, если меня будут звать и я смогу, всегда с удовольствием продирижирую своими спектаклями, в феврале поеду в Норвегию с «Путешествием в Реймс». В отличие от Васильева и Осиповой у меня такой… очень бархатный переход. Филармония, конечно, остается среди моих планов. В апреле дебют в Большом театре в «Евгении Онегине» Дмитрия Чернякова. «Русалка» в Баварской опере, «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» в Опере Бордо. Хорошие театры, а все остальное мне и самому неинтересно.

Мы обо всем договаривались с Владимиром Абрамовичем, но контракт заключен с участием моего агентства Askonas Holt, благодаря чему агенты будут знать все мои спектакли в театре, а театр - появляющиеся предложения на Западе.
http://www.openspace.ru/music_classic/events/details/32860/

е-СМИ, Михайловский театр, дирижеры

Previous post Next post
Up