Дайджест. МТ, БТ. Акустику Большого назвали "тугой". R&L. "Чиполлино".

Oct 20, 2011 05:24

Большой Театр отреставрирован
Осталось реставрировать монархию
19 октября 2011, 17:18 [«Аргументы Недели», Татьяна Москвина ]
http://www.argumenti.ru/culture/n311/131366

28 октября состоится торжественное открытие обновлённого Большого театра - благодаря прямой трансляции по телевидению оно может стать всенародным. Но отдельные любопытствующие из СМИ уже обошли «Большой-пребольшой», чтобы первыми узнать: на что ушли 6 лет и 21 миллиард рублей?

Что хорошо, то хорошо
Обновление Большого состоит из двух частей: реконструкция и реставрация. Реконструкция довольно затейлива. Удачно выкроена Верхняя сцена, просторная, удобная, где может разместиться целый оркестр и где легко репетировать даже какой-нибудь сильно многофигурный балет. А вот Подземный концертный зал скорее удивил как непонятная диковина. Он стилизован под греческий амфитеатр, разные части планшета, формируя пространство, опускаются на глубину. Эффектно, однако зал огромный, как зимой будет отапливаться? И что там играть, под землёй, - реквиемы?
Новый Большой приспособлен к зрителю с ограниченными возможностями: человек на инвалидной коляске может разгуливать по всему зданию, а в зале для него отведены специальные места. Слабослышащим и слабовидящим тоже предусмотрены свои места - близко к сцене. Да здравствует мировой, добравшийся и до нас гуманизм!
Новые гримёрные комнаты оборудованы душевыми и уборными, и уже не придётся артистам толпиться в очереди к единственной кабинке на коридор, как в советские времена. Всё блестит и переливается, даже технические лестницы облицованы мрамором. Скользко! Не подвернут ли ноги в балетках отдельные прыткие танцоры? Я бы всё ж таки постелила побольше дорожек. Тут доблестному директору Большого Анатолию Иксанову надо сделать выбор между блеском и безопасностью.
Что до реставрации, то она сделана по-русски в лучшем и высшем смысле этого слова. Сделана в том страстном напряжении души, в том благословенном порыве к идеалу, в котором работали великие русские мастера. Их собрали по всей России - более трёх тысяч человек. Скульпторы, живописцы, декораторы, золотых и хрустальных дел мастера, целый город мастеров со всего Отечества смог собраться для великого важного усилия - восстановить императорский театр.
Дворцовые ткани из шёлка делают во всём мире лишь 17 женщин из Старо-Спасского монастыря в Москве, в день выходит небольшой кусочек. А для обивки Императорского фойе и Царской ложи нужны были сотни метров! Позолоту в зале наводили по старинным рецептам, и протирать её следует специальной беличьей кисточкой. Точили тонкие, прозрачные вазы из алебастра в Белом фойе, ваяли фигуры Атлантов в зале - только из папье-маше, не из гипса, чтоб не портить акустику… Короче, мастера, что называется, «оттянулись», - когда ещё получишь такой выгодный заказ. И расстарались - красиво до слёз, причём дорогой, тщательной, «императорской» красотой.

Для такого театра ещё нет репертуара
И вот стоит он, голубчик, весь сияет хрусталём и золотом, воссозданный так любовно и тщательно - и, как в одном романе Кинга, ждёт приближающегося будущего. Вот уже встрепенулись обрадованные инвалиды, размечтались провинциальные учителя и врачи - эх, взглянуть бы! - да и большие чиновники себе черкнули: обязательно посетить. В душе, в избе и в стране должен быть «красный уголок», чистое место для радости и мечты, пусть им будет Большой, обновлённый подвигом мастеров.
Но что будет идти на этой великолепной сцене? Для неё пока нет никакого репертуара. Кроме, разумеется, балетов Григоровича. На которые, собственно, и будет ломиться публика в ближайшее, да и в отдалённое время. Дирекция это прекрасно понимает, и Юрий Григорович уже работает над осуществлением на обновлённой сцене «Спящей красавицы» и «Щелкунчика». Напоминаю, как богиня справедливости, что великого балетмейстера отсюда выжили в 90-х годах и всё это время оскорбляли в прессе, как какого-то мошенника. Всё для того, чтобы очевидная истина опять воссияла: Григорович не только классик, но и неутомимый, несравненный работник.
Что до оперных и балетных новаций последней «пятилетки», то им, по-моему, самое место на Новой сцене, которая так выручила Большой в период реконструкции. Никаких особых новаций на самом деле не было: шла ориентация на среднюю европейскую моду. По всей Европе идут, скажем, оперы, где персонажи Моцарта фигурируют в джинсах, а люди Верди - в какой-нибудь тоталитарной униформе. Как не надоели все эти режиссёрские фокусы, непонятно. Да и не след нам оглядываться на среднюю евромоду! Они, может, наоборот, на нас поглядывают в надежде - может, русским удастся вырулить из постановочного тупика, а мы - туда же.
Первой ласточкой на обновлённой сцене заявлена «Руслан и Людмила» Глинки в постановке Д. Чернякова. Надеюсь, что известный и талантливый режиссёр как-то сумел преодолеть некоторое присущее ему недоверие к цвету (преобладание серого и белого в его спектакле «Жизнь за царя» в Мариинке даже наводило на мысль о цветоаномалии режиссёра). Не представляю себе «Руслана и Людмилу» Глинки, да ещё на обновлённой сцене, и без сочного цвета. Тревожусь и за персонажей и за сюжет - найду ли знакомое? Ведь в «Евгении Онегине» Черняков решил сцену дуэли Ленского и Онегина как несчастный случай при неосторожном обращении с ружьём. Конечно, ему хочется сбить штампы, преодолеть рутину. Но при этом нет-нет да и повреждается сама основа «ткани» оперы.
А ведь интерес к жанру нисколько не угасает, напротив: опера активно проникла в телеэфир («Призрак оперы» на Первом, конкурс молодых оперных певцов на «Культуре»). Мне, кстати, интересно, насколько глубок и фатален конфликт дирекции Большого и Галины Вишневской? Не было бы разумным привлечение её Оперного центра к новой жизни театра? Всё-таки в делах общей значимости хорошо бы стоять выше личных обид и амбиций.
Руководство Большого могло бы, на мой взгляд, пойти интересным путём: например, пригласить для постановок крепких мастеров, которые уже руководят каждый своим театром. Они могли бы поработать на Большой в качестве творческого «оброка», что ли. Порадеть для главной сцены. Таковы: А. Титель, главный режиссёр оперы Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко; Д. Бертман, создатель «Геликон-оперы»; А. Петров, худрук Детского музыкального театра «Зазеркалье», найдутся и другие.
Страстная тщательность, с которой проведена реставрация, требует хоть какого-то соответствия репертуара, не правда ли?

Для такого театра ещё нет государства
Но главное несоответствие нового Большого лежит ещё глубже: облик императорского театра восстановлен тогда, когда причины, приведшие к его появлению и расцвету, утрачены.
Как жить императорскому театру без империи? Как муляж, дорогое чучело, мираж в пустыне?
Вот придут в зал десятки некомпетентных по большей части чиновников и прочая «элита». В просторной Царской ложе уместятся разом и пан спортсмен, и пан юрист, рассядутся в партере недопосаженные олигархи с жёнами, упрямо тянущимися к прекрасному… Все в пиджаках, без мундиров, без орденов. Никакого блеска. Это для них корпели ткачихи из Старо-Спасского монастыря, для них пришивали сотни позолоченных «лавровых» листочков к дверям Императорского фойе, которые надо обмахивать беличьими кисточками?
Для них трудился, в экстазе творческого упорства, город чудом выживших русских мастеров?
Нет, совершенно очевидно: реставрация Большого - самое лучшее начало для реставрации монархии. Год назад (см. «АН» от 2 ноября 2010 г.) был назван способ решения проблемы. Путём приглашения на трон английского принца Гарри (Генри), молодого энергичного человека, близкого родственника династии Романовых.
Можно так, можно иначе, но как-то надо - неторопливо, тщательно и последовательно. Нельзя нам жить идеей о том, что мы должны много и хорошо произвести, а потом дружно и весело съесть. Нет мечты. А какие могут быть на свете русские люди без мечты! Отними у нас страсть, артистизм, порывы к идеальному, способность грезить наяву - и кто мы такие…
Блистательная реставрация Большого театра обнадёживает - а может, у нас ещё остались силы на дальнейшее продолжение истории?

===
http://www.mk.ru/culture/article/2011/10/14/632881-v-bolshom-teatre-sdelali-bolshoe-delo.html
===
Вторая сцена Мариинки обретет персиковый цвет и морозоустойчивость.
http://www.baltinfo.ru/2011/10/18/Vtoraya-stcena-Marinki-obretet-persikovyi-tcvet-i-morozoustoichivost-235806
===
Мариинка-2. Трансформеры.
http://www.fontanka.ru/2011/10/13/089/

===
Акустику Большого назвали "тугой"
http://www.mk.ru/culture/article/2011/10/19/634434-akustiku-bolshogo-nazvali-quottugoyquot.html

"...Вдруг Мария Максакова вполголоса запела партию.
- Ну как? - спросили у нее.
- Я себя не слышу. Звук не возвращается.
- Что ж, звук должен ровно распределяться по залу, не создавая звукового пятна, он растворяется, - пытался успокоить наш гид.
- Нет, акустика здесь есть, но она тугая, - упрямо продолжила Максакова, - это дело привычки, но это затрудняет восприятие солиста, когда звук не возвращается. До реконструкции возвращался."




19 октября 2011 г. 16:42
Акустику Большого назвали "тугой"
Основную сцену Большого еще не открыли, а споры вокруг ее акустики разгораются все больше. Первым камень в огород немцев, ставящих в театре звук, бросил полгода назад Анатолий Лившиц (отвечавший за мониторинг акустики в БЗК): “Нам непонятны их действия, ситуация нехорошая”.

Читать дальше...

===

===
10:34 20.10.11 «Руслан и Людмила» - первая премьера на исторической сцене Большого после реконструкции

http://www.tvkultura.ru/video.html?id=300986







«Руслан и Людмила» - первая премьера на исторической сцене Большого после реконструкции

Отреставрированный Большой театр откроют «Русланом и Людмилой». Оперу Глинки ставит Дмитрий Черняков. Так что вместе с обновлённым интерьером публика увидит и новую версию одной из главных национальных опер. Впрочем, зная репутацию постановщика, «историзма» на сцене ждать не приходится.

===
10:34 20.10.11 «Руслан и Людмила» - первая премьера на исторической сцене Большого после реконструкции
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=827168&cid=178

Отреставрированный Большой театр откроют «Русланом и Людмилой». Оперу Глинки ставит Дмитрий Черняков. Так что вместе с обновлённым интерьером публика увидит и новую версию одной из главных национальных опер. Впрочем, зная репутацию постановщика, «историзма» на сцене ждать не приходится. В этом убедился корреспондент «Новостей культуры», побывавший на репетиции.

Время позднее, но репетиция на исторической сцене Большого в разгаре. За закрытыми дверями и обстановке строгой секретности - именно так готовит свою оперную премьеру Дмитрий Черняков. «Руслан и Людмила» здесь будут первыми сценическими гостями после долгой реставрации театра.
Репетиции как спортивные тренировки - три раза в день - до полного изнеможения. Черняков, кажется, безжалостен, не только по отношению к себе. Сравнения из спортивной сферы здесь и к оркестру применительны.
Попадания идеально точные в постановках этой оперы случались нередко. В ней блистали Федор Шаляпин и Елена Степанова, Сергей Лемешев и Тамара Синявская. Но критики в XIX веке прозвали детище Глинки «мученицей». Сколько раз ее переделывали, сокращали, точно, наверно, ни один музыковед не скажет. На сцене Большого «Руслан и Людмила» шла более семисот раз. Постановка Дмитрия Чернякова десятая по счету. Пока ясно лишь одно: традиционного прочтения ждать не стоит.
«Он потрясающе разрабатывает психологическую линию, отношения между героями, - говорит управляющая творческими коллективами оперной труппы Народная артистка СССР Маквала Касрашвили. - Это в абсолютно неисторическое время происходит. Абсолютно новое прочтение, новая концепция и новые находки».
Репетиция, будто не оперная - цирковая. На сцене - акробаты, жонглеры. Солисты сцену не покидают. Не поют - тихо о чем-то разговаривают с режиссером. Для Чернякова как обычно важен не просто каждый шаг - любой поворот головы.
«Работать с таким режиссером как Дима Черняков - огромная радость, - говорит исполнительница партии Людмилы Альбина Шагимуратова. - Я раскрыла в себе как артистка в себе настолько большие горизонты и возможности».
Новые возможности Черняков ищет в молодых артистах. Почти все - солисты приглашенные - из Мариинского, Геликон-оперы, из Америки, Болгарии… Именно они - первые, кто отреставрированную историческую сцену опробует в действии.
«На нас сейчас большая ответственность - на молодых певцах (может быть, мы не все заслуживаем такой надежды, которая на нас возлагается) запустить эти часы вновь», - говорит исполнитель партии Руслана Алексей Тихомиров.
Первый запуск этих часов намечен на 2 ноября. Билетов, говорят, уже не достать - раскуплены.
===

===
Фототур по залу - http://www.mn.ru/files/bolshoi/tour.html
===
http://ria.ru/culture/20111020/465080022.html "Гала-концерт на открытии Большого покажет все возможности новой сцены" :

" ...после длительных размышлений решено было открытие сделать не четырехчасовой оперой, а полуторачасовым концертом, по формату более приемлемым для людей, которые редко ходят в оперу: ведь на открытие придут политики, главы государств, люди, которые занимались реконструкцией и вкладывали в нее деньги."
===
===
И о приятном: "Абсолютный слух" от 19 окт 2011 о "Чиполлино" Карэна Хачатуряна_Генриха Майорова

Спасибо, Allga383 !

image Click to view


Первые исполнители (Сорокина, Кондратьева-Лагунов, Радченко-Лиепа-Ветров)+ Сперанская-Цискаридзе+ летние дебютанты ( 2 июня 2011 ) Хохлова-Родькин-Анжелина Воронцова + Цвирко, Загребин.
Уже несколько десятилетий со сцены Большого театра и других балетных сцен не сходит прекрасный спектакль для детей "Чиполлино". Этот жизнерадостный балет-сказку стремились танцевать и великие артисты, и скромные дебютанты. Роли принца Лимона, Магнолии или Редисочки на полном серьезе штудировали народные артисты, такие как М.Лиепа. М.Кондратьева, Н.Сорокина, Н.Цискаридзе. Успех спектакля бесспорно опирается на знаменитую фразу, сказанную когда-то великим Станиславским - "Для детей нужно играть так же, как для взрослых, только лучше".

http://www.youtube.com/user/Allga383#p/u/0/dB-WtIqlqEU

Большой театр, БТ, дайджест, реконструкция, "Чиполлино", видео, "Руслан и Людмила", МТ, реставрация

Previous post Next post
Up