Утраты. Георгий Ансимов

Jul 06, 2015 19:39

Георгий Ансимов. 3 июня 1922 - 29 мая 2015
Светлая память.


Георгий Ансимов на поклонах после "Золотого петушка", оперы Римского-Корсакова.
[Уважение к замыслу автора и исполнителям - его кредо. В БТ ещё недавно неизменным успехом пользовались ансимовские постановки "Золотого петушка" и "Иоланты".
Да, до недавнего времени - но года 4 назад "Золотого петушка" заменила золотомасочная концепция Серебренникова.
"Иоланту" не сегодня-завтра тоже заменят концептуальной постановкой .
А жаль - лучше бы в опере музицировали, а не о режиссёрские концепции воплощали. ]
===


(Российский оперный режиссер и педагог Георгий Ансимов. Фото: Александр Макаров/ РИА Новости www.ria.ru )

Уроки Ансимова
Ушел известный оперный режиссер
Текст: Ирина Муравьева

"Народный артист СССР, знаменитый оперный режиссер, более полувека работавший на сценах Большого театра и Московского театра оперетты, выдающийся педагог, профессор ГИТИСА (РАТИ), из мастерской которого вышли ведущие оперные режиссеры России, Георгий Павлович Ансимов скончался, не дожив до своего 93-летия несколько дней.
Георгий Павлович ушел из жизни после продолжительной болезни 29 мая. В Москве в час его смерти разразилась гроза, а в знаменитом музыкальном театре Геликон-опера, созданном его учеником Дмитрием Бертманом, как раз проходила торжественная церемония награждения только что названных международным жюри лауреатов Второго конкурса молодых оперных режиссеров "НАНО-ОПЕРА". И так совпало, что в этот вечер один талантливый ученик Георгия Ансимова, председатель жюри конкурса Дмитрий Бертман, награждал другого талантливого ученика Георгия Ансимова - Андрея Цветкова-Толбина, артиста Камерного театра Б. А. Покровского, выигравшего этот сложнейший конкурс. Оба они вспомнили о своем учителе в этот вечер, переживая за состояние его здоровья, и не знали, что идут уже последние минуты его жизни.

Судьба Георгия Павловича Ансимова была необычной, выдающейся во всех смыслах. Он родился 3 июня 1922 года в семье священника Павла Ансимова, протоирея, репрессированного и расстрелянного вместе с тысячами священников и мирян 21 ноября 1937 года на Бутовском полигоне. В 2005 году отец Павел был причислен к лику святых Новомучеников Российских, и в последние годы жизни Георгий Павлович молился иконе своего отца. Памяти его Георгий Павлович написал книгу воспоминаний "Уроки отца", где рассказывал о служении своего отца, выпавшем на годы самой страшной травли коммунистами церкви. Об атмосфере своего детства, о том, как издевались над ними: "И мелом писали на рясе, и кидали гнилыми фруктами, и оскорбляли, кричали: "Поп идет с поповичем". О том, как жили в постоянном страхе, как от отца требовали снять сан, и он решительно отвечал: "Нет, я служу Богу". Георгий Павлович, спустя годы, проявлял ту же твердость, не вступив, хотя это было требованием для советской карьеры, ни в ВЛКСМ, ни в Компартию. И судьба его поберегла - возможно, через эту страшную "жертву" мученичества отца. Ему, сыну репрессированного священника, вопреки всем догмам сталинского режима, повезло стать тем, кем он стал - режиссером с выдающейся судьбой.

Сначала он поступил в Вахтанговскую школу к знаменитому Борису Щукину - это было за два года до войны, а когда она началась, Георгий Павлович пошел военкомат. Но его, начинающего артиста, отправили не на фронт, а в ополчение: рыл окопы на Можайском направлении, выступал в воинских частях, в госпиталях. Всю жизнь потом помнил то невыносимо страшное и трагическое, что видел тогда и переживал. После войны Георгий Павлович попал в Театр Сатиры, а оттуда - в ГИТИС, на только что открывшийся курс музыкальных режиссеров под руководством Бориса Александровича Покровского. Это был счастливый зигзаг судьбы.

И творческая жизнь его оказалась тоже на редкость счастливой: он дебютировал на сцене Большого театра, поставив дипломный спектакль - оперу "Фра-Дьяволо" Даниэля Обера. Именно в этом спектакле сыграл свою последнюю роль Сергей Лемешев. Легендарный тенор "благословил" молодого Ансимова, приехав к нему на защиту диплома в ГИТИС и завещав ему беречь оперных артистов. Эту заповедь - любить артиста на сцене - Георгий Павлович пронес через всю свою жизнь, передавая ее своим ученикам. И сегодня, если спросить любого из них, что главное в работе над оперным спектаклем, все они ответят - любить и уважать артистов. И эта любовь к людям, творящим спектакль, к авторам, к персонажам, к партитуре, стали ключом Ансимова для входа в огромный оперный мир.

Георгий Павлович Ансимов поставил десятки спектаклей на сцене Большого театра, среди которых "Русалка", "Золотой петушок", "Иоланта" и др., он был единственным в мире постановщиком всех опер Сергея Прокофьева, в том числе и "Повести о настоящем человеке, на мировой премьере которой присутствовал ее реальный герой - летчик Алексей Маресьев. Многие десятилетия Георгий Павлович строил репертуар в Московском театре оперетты - "Орфей в аду", "Девичий переполох", "Летучая мышь", "Москва - Париж - Москва", "Фиалка Монмартра", "Золотые ключи" и т.д., поставив на этой сцене впервые в СССР (в 1966 году) "Вестсайдскую историю" Леонарда Бернстайна. Как и Борис Александрович Покровский, он был режиссером, активно востребованным в советское время и за рубежом. Он ставил спектакли в Китае, Корее, Японии, Чехословакии, Финляндии, Швеции, Америке. Всего за свою творческую жизнь он поставил их более ста, а метод свой определял сам как "настоящий реализм", суть которого - не подражание, а "желание раскопать глубину авторского замысла".

Именно этот свой метод он передавал своим ученикам в ГИТИСе, где преподавал с 1971 года. В 1984 году он возглавил вслед за Борисом Александровичем Покровским кафедру музыкального театра - самую великую "музыкальную кафедру" страны, из которой вышли практически все именитые российские оперные режиссеры, тысячи певцов - солистов оперы, оперетты, мюзикла.
< ... > "
http://www.rg.ru/2015/05/30/ansimov-site.html
===

персоны, чужие фото, утраты, ГАБТ

Previous post Next post
Up